Содержание
Достопримечательности Флоренции
Топ-30 достопримечательностей во Флоренции и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Золотой мост Понте Веккьо
Мост Понте Веккьо, что значит «Старый мост», возведен в 1345 году на месте древнего мостового перехода, снесённого паводком на реке Арно. Трёхпролетный пешеходный мост поддерживают широкие каменные арки, опирающиеся на два мощных пилона. От берега до берега мост плотно застроен двухэтажными домами ремесленников, несколько домишек расположились на платформах, нависающих над водой.
На первом уровне разместились ювелирные магазинчики, что и послужило поводом к неофициальному названию «Золотой мост». В центре застройки моста ювелиров находится сквозная видовая терраса. На ней установлен фонтан и бюст Бенвенуто Челлини – знаменитый скульптор прославился также своими прекрасными ювелирными изделиями.
Ponte Vecchio, 50125
Галерея Уффици
Уффици охватывает целую улицу, выходящую на площадь делла Синьора. В XVI столетии здесь теснились дома с кабинетами чиновников городского магистрата, судейскими аудиториями, часовнями, мастерскими и резиденциями ремесленных гильдий Флоренции. По воле герцога Козимо I зодчий Джорджо Вазари перестроил здания, объединив их единым фасадом в комплекс, где разместилось художественное наследие Медичи.
Сегодня галерея входит в число самых знаменитых музеев планеты, в её залах экспонируется крупнейшее в мире собрание полотен живописцев эпохи Ренессанса, богатые коллекции скульптур античных времен. Здесь вы увидите нетленные шедевры — «Рождение Венеры» кисти Сандро Боттичелли, «Благовещение» Леонардо да Винчи, «Святое семейство» Микеланджело, полотна Чимабуэ, Караваджо, Рафаэля, Верроккьо.
- Piazzale Degli Uffizi 6, 50122
Сады Боболи
Сады Боболи — великолепный образец итальянского садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна эпохи Возрождения. Парк у стен Палаццо Питти был заложен по воле Элеоноры ди Толедо, супруги Козимо I. Зелёный массив площадью 45 000 кв. м простирается до стоящего на вершине холма Боболи форта Бельведер, служившего сокровищницей герцогов Тосканских.
Гравийные аллеи сада украшают фонтаны, статуи, колоннады, террасы с видами на город. За деревьями прячутся гроты, нимфеумы, лабиринты. На склоне холма построен амфитеатр в античном стиле, где ставились первые в мире оперные спектакли. Рядом со сценой высится древнеегипетский обелиск эпохи фараона Рамсеса II, доставленный из Гелиополиса.
Piazza Dei Pitti 1, 50125
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) возводился с 1296 по 1436 год. В его облике гармонично объединена стилистика поздней готики и раннего ренессанса. В XV веке храм был крупнейшей христианской церковью в Европе. Венчающий строение огромный купол виден из любой точки города. У основания его мраморного фонаря — кольцевой балкон, откуда открываются виды на исторический центр города.
Подкупольные росписи и настенные фрески выполнены выдающимися живописцами эпохи Возрождения. В подвальных помещениях открыты для осмотра остатки древней церкви Св. Репарты (IV век) с фрагментами мозаичных полов. На праздничные мессы в Дуомо собираются до 30 000 верующих, под сводами звучат аккорды 7 551-трубного органа.
- Via della Canonica, 1 Piazza del Duomo, 50122
Базилика Сан-Лоренцо
Базилика Сан-Лоренцо представляет собою комплекс часовен и монастырских зданий, возведённых с IV по XV век. Первая соборная церковь во имя Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) освящена в 393 г. В XV веке по проекту Филиппо Брунеллески комплекс перестроили в архитектурном стиле ренессанса.
Наиболее величественная часть базилики — капелла Медичи, увенчанная огромным 59-метровым куполом. Под сводами капеллы погребены около 50 представителей семьи великих герцогов Тосканы. В анфиладах залов экспонируются работы Донателло, Бронзино, Верроккьо, других мастеров той эпохи.
В комплексе базилики располагается библиотека Лауренциана, в основе собрания — книжная коллекция герцогов Медичи. В залах, спроектированных Микеланджело, хранится около 15 000 манускриптов и старопечатных книг, десятки тысяч гравюр.
Адрес: Piazza di San Lorenzo 9, 50123
Главные достопримечательности можно посмотреть самостоятельно на прогулке, но путешествие будет гораздо увлекательней, если сходить на обзорную экскурсию по Флоренции с местным гидом.
Площадь Синьории
Площадь Синьории — многовековой центр политической жизни Флоренции. Над её пространством доминирует Палаццо Веккьо с 94-метровой башней Арнольфо. У дворца установлен конный памятник герцогу Тосканы Козимо I Медичи работы Джамболоньи.
Площадь украшают статуи «Давида» Микеланджело и «Геркулеса» Бандинелли. Периметр обрамляют здания, возведённые выдающимися архитекторами позднего Средневековья и Ренессанса. Выделяется фасад дворца Угуччони, галерея Лоджии деи Ланци с группой скульптур.
В 1497 г. францисканец Савонарола устроил в центре площади знаменитый костёр тщеславия, где приказал сжечь «богопротивные» книги, картины, предметы роскоши. Год спустя по приговору суда инквизиции на том же месте взошел на костёр и сам реформатор. У фонтана «Нептун» (1575 г.) об этом напоминает надпись на каменной плите.
Piazza della Signoria, 50122
Базилика Санта-Кроче
Беломраморная базилика Санта-Кроче (церковь Святого Креста) — шедевр готической архитектуры и пантеон граждан, прославивших Италию. Проект храма создан в 1294 году, предположительно Арнольфо ди Камбио. Строительство завершилось в 1385 году.
Своды базилики поддерживают стрельчатые арки, опирающиеся на восьмигранные колонны, свет проникает через высокие витражные окна. Интерьеры декорированы фресками, выполненными в 1320-1325 годы Джотто и художниками его школы.
Под сводами Санта-Кроче погребены Микеланджело Буонаротти, Никколо Макиавелли, Галилео Галилей, Джоаккино Россини и другие выдающиеся личности. В полу и в стенах базилики вы увидите сотни погребальных плит с инкрустациями и надписями. Здесь установлен саркофаг Данте Алигьери, но кенотаф пуст — великий поэт похоронен в Равенне.
- Piazza Santa Croce 16, 50122
Квартал Санто-Спирито
Квартал Санто-Спирито расположен на левом берегу реки Арно, являясь частью района Ольтрарно. В этом оживлённом уголке Флоренции, облюбованном ремесленниками, антикварами, реставраторами, до сих пор ощущается дух эпохи Возрождения. Исторические символы квартала — площадь Санто-Спирито, одноимённая церковь, дворец, принадлежащий с XVII века маркизам Фрескобальди.
В переулочках квартала живы традиции флорентийских художественных промыслов. Тут теснятся миниатюрные лавки с оригинальными изделиями, атмосферные ресторанчики. По вечерам почтенные синьоры выносят стулья и усаживаются у дверей, обсуждая друг с другом новости. Обитатели квартала давно привыкли к толчее туристов возле разместившихся рядом с церковью Санто-Спирито популярных достопримечательностей — садов Боболи, Палаццо Питти, храма Санта-Мария-дель-Кармине.
Баптистерий Сан-Джованни
Восьмиугольный баптистерий с шатровой мраморной кровлей возведён, предположительно, в раннем Средневековье. Первое упоминание о нём относится к 897 году. В 1294 году Арнольфо ди Камбио облицевал фасады здания орнаментами из полос двухцветного мрамора. Внутренний свод украшают мозаичные изображения из золотистой смальты. Главный портал обращён к собору Санта-Мария-дель-Фьоре.
Большую художественную ценность представляют три двери в баптистерий. Двойные створки украшают литые позолоченные бронзовые барельефы со сценами библейских и новозаветных событий, аллегорические персонажи. Над створками врат южного входа в XIV веке работал скульптор Андреа Пизано. Объёмные фигуры на северных и восточных вратах созданы в XV веке мастером барельефа и знаменитым ювелиром Лоренцо Гиберти.
Piazza San Giovanni, 50122
Колокольня Джотто
Монументальная 84-метровая колокольня Джотто возвышается у стен кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В величественном сооружении ярко воплощены характерные черты элегантной флорентийской готики XIV века. Кампанила по проекту Джотто возводилась более 60 лет, в строительстве участвовали несколько выдающихся зодчих – Андреа Пизано, Альберто Арнольди, Франческо Таленти. Последний ярус завершен в 1359 году.
Фасады звонницы облицованы разноцветным мрамором, плитами с барельефами сцен из Книги Бытия, в нишах установлены статуи библейских царей и пророков. На верхнем ярусе под колоколами располагается смотровая площадка с видами на древний город. Наверх ведет узкая и крутая каменная лестница с 398 ступенями, уложенными в толще кладки кирпичных стен.
Piazza del Duomo, 50122
Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре
Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре, или Музей Дуомо, располагается в западной части Соборной площади. Под сводами средневекового здания в 28 залах собраны выдающиеся скульптурные работы. Многие из них сняты со своих мест под открытым небом, взамен установлены копии. Здесь хранятся подлинники скульптур с фасадов колокольни Джотто, фигуры, украшавшие фасады Дуомо, оригинальные бронзовые врата баптистерия.
В экспозиции, занявшей 3 этажа, вы увидите шедевры именитых мастеров и искусные работы безвестных флорентийских ремесленников. Обратите внимание на «Пьету» Микеланджело. Художник намеревался установить эту скульптурную группу в собственной усыпальнице, но завершить работу не успел. Предположительно, лицо фигуры Святого Никодима в центре группы — автопортрет самого Микеланджело.
Piazza del Duomo 9, 50122
Базилика Санта-Мария Новелла
Базилика Санта-Мария Новелла заложена в 1279 году, строительство завершено в середине XIV века. В облике храма, напоминающего резную шкатулку, улавливается смесь тосканской готики, романской и ренессансной архитектуры. Фасады и интерьеры отделаны белоснежным мрамором, контрастирующим с тёмно-зелёным серпентином.
Алтарь инкрустирован лазуритом и малахитом, украшен статуями ангелов. Особую ценность представляет алтарная роспись «Троица», созданная художником Томмазо Гуиди. Композиция — совершенный образец перспективного изображения, которым владели флорентийские живописцы XV столетия.
В этом же приделе можно увидеть фрески Гирландайо, изобразившего многочисленное семейство Медичи. В базилике хранятся распятия работы Джотто и Бруннелески, картины Вазари, Бронзино, Ботичелли.
- Piazza Santa Maria Novella, 50123
Дом-музей Данте Алигьери
Дом-музей Данте Алигьери — неприметное здание в средневековых кварталах Флоренции, где будущий поэт родился в 1265 году. Подлинных вещей, принадлежавших Данте, не сохранилось, экспонатов в музее немного. На витринах — предметы современной ему эпохи, оружие XIII-XIV веков.
Экскурсовод расскажет о Флоренции того времени, её политическом устройстве, торговых связях. Повествование подкреплено изображениями на плазмах.
В одном из залов создана диорама битвы при Кампальдино в 1289 году. Молодой Алигьери, сражавшийся против приверженцев партии гвельфов, оказался на стороне, проигравшей сражение. За поражением последовало изгнание Данте из Флоренции. Творец «Божественной комедии» умер вдалеке от родины, заразившись малярией. В музее демонстрируется его посмертная маска.
- Via Santa Margherita 1, 50122
Статуя Давида на площади делла Синьора
Статуя Давида создана Микеланджело в 1504 году. Пятиметровое изваяние предназначалось для украшения одного из контрфорсов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре. По замыслу творца, исполненный силы и уверенности взгляд обнаженного атлета с пращей, зажатой в кулаке правой руки, должен быть обращен к Риму, извечному сопернику Флоренции.
По завершении работы выяснилось, что поднять шеститонную статую на контрфорс не представляется возможным. Скульптуру решили установить на площади делла Синьора, у входа в Палаццо Веккьо, где она и возвышалась до 1873 года. Из-за разрушений мрамора, вызванных дождями и перепадами температуры воздуха, скульптуру переместили в специальный зал галереи Академии изящных искусств. В 1910 года на площади делла Синьора появилась мраморная копия библейского героя.
Piazza della Signoria, 50122
Фонтан Нептуна
Сверкающий фонтан Нептуна украшает площадь Синьории с 1575 года. Он был спроектирован Бандинелли, но создан Амманати, которому помогали именитые мастера, привнесшие в проект свои идеи. Современники подвергли фонтан нещадной критике, но позже его признали образцом маньеристской скульптуры, пошатнувшей каноны академизма Микеланджело.
Инициатор строительства фонтана — герцог Козимо I, решивший обеспечить чистой водой старейшую часть Флоренции и запечатлеть свою власть в аллегорической форме. В центре композиции — гигантское изваяние Нептуна, возвышающееся на колеснице. Запряжённые в неё лошади, частично скрытые водой, словно вырываются из морской пучины. В чертах лица бога морей улавливается сходство с обликом Козимо Медичи. Мраморную чашу бассейна окаймляют бронзовые фигуры мифических морских существ.
Piazza della Signoria, 50122
Палаццо Веккьо
Палаццо Веккьо более семи веков служит резиденцией правительства Флоренции. Главное здание, выходящее на площадь Синьории, стало визиткой города. Строительство началось в 1299 года на руинах римского амфитеатра. В подвалах зодчие сохранили несколько подземных помещений античного сооружения. Древние казематы использовались в качестве тюрьмы.
Дворцы, часовни и галереи строились до середины XVI века. Комплекс зданий с внутренними двориками стоит за фасадом, увенчанным 94-метровой башней. Сегодня здесь располагаются музеи. Среди шедевров, представленных в художественных собраниях Палаццо Веккьо, — «Юдифь» Донателло, «Гений победы» Микеланджело, полотна Бронзино в часовне Элеоноры.
Piazza della Signoria, 50122
Коридор Вазари
Коридор Вазари появился благодаря герцогу Козимо I, который имел немало врагов и опасался заговоров. Чтобы не выходить на оживлённые улицы, где его могла подстерегать опасность, правитель Тосканы велел придворному зодчему Джорджо Вазари возвести уединенный переход. Он протянулся от Палаццо Веккьо через Уффици и мост над водами Арно к противоположному берегу реки, где находилась резиденция герцога Палаццо Питти и форт Бельведер.
Тайный ход, включавший крытую галерею над застройкой моста Понте Веккьо, получил название коридора Вазари. Работы были выполнены в 1565 году. Зловонный рынок мясников был перемещён с Понте Веккьо, а на его месте разместились ювелирные мастерские и магазины. Сегодня коридор Вазари включен в галерею Уффици. Здесь экспонируется живопись мастеров XVII-XVIII ст. Туристический маршрут завершается в садах Боболи, у грота Буонталенти.
- Piazzale degli Uffizi
Библиотека Лауренциана
Библиотека Медичи Лауренциана расположена позади церкви Сан-Лоренцо. Вход в неё — монументальная лестница, ведущая в читальный зал. Библиотека основана Козимо Медичи Старым, собравшим в домашнем архиве солидную коллекцию рукописей. Его внук Лоренцо приумножил фонд.
Это самое значительное и ценное собрание манускриптов в Италии. Среди сокровищ — рукописи V века с произведениями Эсхила, Софокла, Вергилия, Библия VI века, тексты Горация с примечаниями Петрарки, автографы Леонардо да Винчи, письма Наполеона.
Лауренциана открылась в 1571 г. Интерьеры — лестница, вестибюль, главный зал — выполнены Микеланджело. После его отъезда из Флоренции строительство здания и внутреннее оформление завершали Триболо, Амманати, Вазари. В работе использовали эскизы и устные рекомендации Микеланджело.
Piazza San Lorenzo, 9, 50123
Лоджия деи Ланци
Лоджия деи Ланци — открытая арочная галерея, созданная архитекторами Бенчи ди Чионе и Симоне Таленти (XIV век). Сооружение известно также как «Лоджия Синьория» по имени площади, к которой оно обращено, и «Лоджия Орканьи» — в честь предполагаемого соавтора архитектурного проекта. Изначально галерея служила залом приёмов и собраний Синьории.
В XVI веке Козимо I предоставил лоджию скульпторам, превратившим её в открытое выставочное пространство. Тогда у неё появилось имя «деи Ланци» в честь ландскнехтов — стражей Козимо I. В галерее размещены изваяния исключительной ценности. Среди них — шедевр Бенвенуто Челлини «Персей», скульптурные группы Джамболоньи «Похищение сабинянок», «Геркулес и Кентавр», датируемое I веком, римское воспроизведение утраченной пергамской скульптуры «Менелай с телом Патрокла».
Piazza della Signoria, 50122
Национальный музей Барджелло
Барджелло — художественный музей, расположенный в одноимённом дворце (1256-1354 годы), древнейшем общественном здании Флоренции. Служивший резиденцией верховного городского магистрата, а позже — тюрьмой и местом экзекуций, в 1885 году Барджелло был преобразован в музей изобразительного искусства Средневековья и эпохи Возрождения. Здесь представлена крупнейшая в Италии коллекция скульптур XIV-XVII веков.
В музейных залах хранятся шедевры «Вакх» и «Тондо Питти» Микеланджело, «Давид» и «Святой Георгий» Донателло. Вы также увидите творения Челлини, Джамболоньи, Брунеллески, Гиберти. В помещениях, посвящённых прикладному искусству, демонстрируется собрание майолики, тканей и гобеленов, слоновой кости, серебра, доспехов, монет.
Via del Proconsolo, 4, 50122
Церковь Всех Святых
Церковь Всех Святых, известная как церковь Оньиссанти, возведена близ берега реки Арно в XIII веке. Тогда здесь было предместье Флоренции Борго Оньиссанти, давшее название храму и площади. Барочный облик церковь получила в XVII веке. От первоначальной постройки сохранились кампанила и тимпан над порталом.
Фасад храма работы Маттео Ниджетти (1637 г.) разделён широкими карнизами и украшен замечательными рельефами. В центре фронтона — огромный герб города. Интерьеры создавали великие живописцы и скульпторы. Присмотритесь к фреске «Мадонна Милосердная» Гирландайо, на которой Дева Мария укрывает плащом членов семьи Веспуччи, чьим родовым храмом была церковь. Юноша в красном – это Америго, давший имя Новому Свету.
- Borgo Ognissanti, 42, 50123
Ворота баптистерия «Врата рая»
Врата восточного портала баптистерия принадлежат к ряду выдающихся произведений эпохи флорентийского Ренессанса. Шедевр создан скульптором и ювелиром Лоренцо Гиберти в первой половине XV века. Он трудился над отливкой бронзовых барельефов 27 лет.
На позолоченных панелях представлены эпизоды библейских повествований. С поразительным мастерством переданы плавные складки одежд персонажей, с мельчайшими деталями изображены лица, архитектурные композиции, растения и животные.
В одной из своих книг Джорджо Вазари сообщает, что Микеланджело, поражённый великолепием портала, счел его достойным служить входом в рай. Так портал Гиберти получил второе название — «Врата рая». В 1966 году створы переместили в музей Дуомо, в баптистерии установлена копия ворот.
Piazza San Giovanni, 50122
Дворец Строцци
Палаццо Строцци (1489-1539 годы) принадлежит к числу великолепнейших дворцов эпохи Ренессанса. Его велел построить Филиппо Строцци — глава одного из самых состоятельных флорентийских семейств. Фамилия владела дворцом до 1937 года.
Филиппо Строцци разбогател в Неаполе, куда был изгнан из Флоренции из-за конфликта с Медичи. По возвращении на родину он решил превзойти враждебный могущественный род в богатстве и влиянии, и задумал выстроить грандиозный палаццо, для чего потребовалось снести целый квартал.
За образец будущего дворца был взят палаццо Медичи. Здание с тремя высокими этажами, величественными порталами и внутренним двором имеет кубическую форму. Фасады из тёсаного камня придают ему схожесть со средневековым замком. Сегодня здесь размещаются 4 гуманитарных учреждения.
Piazza degli Strozzi, 50123
Памятник Данте Алигьери
Памятник Данте Алигьери высится у левого фланга фасада церкви Санта-Кроче. Первоначально монумент украшал центр площади перед базиликой, но был перемещён ближе к храму после наводнения 1966 года. Тогда паводковые воды плескались прямо у ног статуи великого флорентийца. Памятник из ярко-белого каррарского мрамора — шедевр скульптора Энрико Пацци. Его установили в 1865 году, когда во Флоренции проходили празднования 600-летия со дня рождения литературного гения и мыслителя.
Фигура Данте возвышается на постаменте с геральдическими львами по углам. В их лапах — щиты, на которых обозначены названия городов, пожертвовавших средства на создание монумента. Сам поэт, увенчанный лавровым венком, предстает суровым, задумчивым, несколько мрачным, словно скорбит о своем изгнании из города.
Piazza di Santa Croce, 50122
Дворец Медичи Риккарди
Палаццо Медичи Риккарди возвел в XV веке зодчий Микелоццо ди Бартоломео по заказу флорентийского банкира и политика Козимо Старшего — основателя династии герцогов Медичи. Трёхэтажное здание, облицованное гранитными блоками в технике объёмного рустика, стало образцом дворцовых сооружений эпохи Ренессанса.
В палаццо хранились фамильные художественные коллекции, античные римские скульптуры. Собрание послужило прообразом Академии изящных искусств. Тут черпал вдохновение юный Микеланджело, постигали основы мастерства Боттичелли, Беноццо Гоццоли, Паоло Уччелло.
С 1670 году во дворце размещается библиотека Риккардина, собранная семьей Риккарди. Среди раритетов — манускрипт X века с воспроизведением книг Плиния, копии «Божественной комедии» Данте с портретом поэта, рукопись Макиавелли «История Флоренции».
- Via Camillo Cavour 1-3, 50129
Галерея Академии изящных искусств
Галерея Академии изящных искусств основана в 1784 году великим герцогом Тосканы Пьетро Леопольдо ди Лорена, представителем лотарингской ветви дома Габсбургов. Он объединил экспозицию своего детища с собранием Академии искусств, созданной еще в 1563 году Козимо I Медичи. Экспонаты размещаются в бывшем монастыре Сан-Никколо-ди-Кафаджио. В 1873 году галерею украсили оригиналом статуи Давида работы Микеланджело, ранее стоявшим на площади Синьории.
Галерея — один из лучших художественных музеев Флоренции. Здесь представлены работы мастеров, творивших в XIV-XVII веках, — картины, скульптуры, гипсовые слепки античных изваяний. В одном из залов можно посмотреть коллекцию икон русской иконописной школы, собранную герцогами Лотарингского дома.
- Via Ricasoli, 58/60, 50122
Дворец Питти
Дворец Питти приобретен герцогом Козимо I в 1550 году у флорентийского банкира Луки Питти. С 1737 года в покоях обосновались герцоги Лотарингские из династии Габсбургов, а с 1865 по 1919 годы во дворце располагалась резиденция герцогов Савойских, королей объединённой Италии. Три династии аристократических фамилий наполняли дворцовые залы великолепными произведениями искусства.
Сегодня в Палаццо Питти разместился ряд музеев — Казначейство великих герцогов Тосканских с богатой коллекцией предметов декоративно-прикладного искусства, Королевские покои с роскошной обстановкой, Музей моды и костюма, Галерея современного искусства. В Палатинской галерее дворца представлено около 500 картин. Среди них вы увидите произведения Рафаэля, Тициана, Караваджо, Тинторетто, Рубенса.
Piazza Dei Pitti 1, 50125
Площадь Микеланджело
Площадь Микеланджело построена на холме к югу от центра города в 1869 году, когда Флоренция была столицей Итальянского королевства. На площади стоит терраса с панорамными видами на центральную часть города, раскинувшуюся за рекой Арно.
В центре, на высоком постаменте — бронзовая копия статуи Давида работы Микеланджело, её окружают копии скульптурных композиций, созданных великим мастером для мемориальной часовни Медичи (мраморные оригиналы вы можете увидеть в базилике Сан-Лоренцо).
В ста метрах от монумента возведена лоджия с колоннадой в неоклассическом стиле, где планировалось создать музей скульптурных произведений Микеланджело. Проект воплотить не удалось, но лоджия не пустует, в ней располагается Caffè & Ristorante La Loggia с собственной панорамной верандой.
Piazzale Michelangelo, 50125
Центральный рынок
Центральный рынок располагается в здании, построенном в 1874 году. Просторный торговый центр с классическими аркадами спроектировал зодчий Джузеппе Менгони. Внутреннее пространство первого этажа разделено на зоны мясников, торговцев рыбой, молочными продуктами и т.д. На рынке можно запастись колбасами, сырами, оливками, фруктами, овощами, сладостями, выпечкой, другими лакомствами. На втором этаже — рестораны, где подают блюда тосканской кухни.
Здание Центрального крытого рынка окружают киоски и лотки стихийной торговли под открытым небом, это торжище тянется до стен стоящей неподалёку базилики Сан-Лоренцо, которая и дала имя рынку. На прилавках предлагается качественная одежда, обувь, сувениры, изделия ремесленников.
- Piazza del Mercato Centrale, Via dell’Ariento, 50123
Флорентийская опера
Флорентийская опера, известная как Театро дель Маджио, возведена к северо-западу от исторического центра города. Первый театральный сезон открылся в 2014 году. В зале с прекрасной акустикой размещаются 1800 зрителей, на кровле кубического авангардного здания устроена открытая арена на 2000 мест, отсюда открываются чудесные панорамы. К Театро дель Маджио примыкает большой концертный зал. Театр стал домом для ежегодного фестиваля «Музыкальный май», включающий оперные и балетные постановки, симфонические концерты.
Во Флоренции зародилось современное оперное искусство, опирающееся на традиции древнегреческих трагедий. Первый оперный спектакль в нашем понимании этого жанра поставлен на сцене резиденции герцогов Медичи в 80-е годы XVI века.
Основные достопримечательности Флоренции
Потребуется много времени, чтобы увидеть все достопримечательности Флоренции. Некоторые места города стали знаменитыми не только в Италии, но и во всем мире. Например, мост Понте Веккьо, на котором построены магазины, или шедевр работы Микеланджело скульптура Давида. А также Купол Брунеллески, величественно красующийся над центром города.
Надо сказать, что всю Флоренцию можно считать живой витриной итальянского Ренессанса, этого гуманистического направления художественного искусства. Оно в прямом смысле слова вырвало Европу из мрака средневековья.
И хотя здесь невероятное многообразие церквей и базилик, музеев и дворцов, скульптур и других достопримечательностей, некоторые из них все же достойны отдельного внимания.
Изучая, что посмотреть во Флоренции, вы просто обязаны увидеть основные достопримечательности, благодаря которым Флоренция стала одним из популярнейших городов Европы.
Пьяцца дель Дуомо и Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Пьяцца дель Дуомо (или просто площадь Дуомо) — это невероятное сосредоточение величайших художественных ценностей Италии. Это целый соборный комплекс на относительно небольшой территории.
Как видите, на площади Дуомо большое количество архитектурных исторических объектов
Самым внушительным зданием здесь является собор Санта-Мария-дель-Фьоре, спроектированный Арнольфо ди Камбио в конце 13 века.
Западная часть Собора Санта-Мария-дель-Фьоре А так он выглядит с восточной стороны
Сейчас это третья по величине церковь в мире (на первом месте собор Святого Петра в Ватикане, а на втором собор Святого Павла в Лондоне).
Интересный факт – к моменту завершения строительства в 15 веке этот собор стал самым большим в Европе.
Его размеры 153 на 90 метров, а высота целых 114 метров. Строительство шло почти полтора века, с 1296 по 1436 годы.
Внутри собор выглядит не менее впечатляюще
Купол Брунеллески
Неотъемлемой частью и самым впечатляющим местом собора Санта-Мария-дель-Фьоре стал знаменитый Купол Брунеллески. Его можно считать символом и визитной карточкой Флоренции. Именно он красуется на главной странице во всех путеводителях по городу.
Он состоит из двух взаимосвязанных восьмиугольных куполов. Его создавали с 1418 по 1434 году по проекту Филиппо Брунеллески. Диаметр купола 45,5 метров.
Купол Брунеллески — самый заметный во Флоренции
Интересный факт — Купол Брунеллески способен противостоять молниям и землетрясениям на протяжении многих веков.
Баптистерий Сан-Джованни
Прямо напротив собора Санта-Мария-дель-Фьоре вы увидите другой итальянский шедевр. Это Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni). Его восьмиугольная форма — идеальное произведение искусства 12 века. С какой бы стороны вы не посмотрели на него, с любого ракурса, снаружи или изнутри, вы почувствуете его значительность и совершенство.
Мраморные фасады, замысловатые мозаики интерьера и художественные работы, которыми наполнен баптистерий, заслуживают отдельного внимания.
Врата Рая можно считать изюминкой этого места. Великолепные бронзовые панели, созданные Гиберти, расположены на дверях, обращенных к собору.
Врата Рая баптистерия можно смело считать отдельной достопримечательностью Флоренции
Бронза здесь обработана с невероятной филигранностью.
Вы только посмотрите, это что-то нереальное. Мастерство создателей этого шедевра достойно высшей оценки.
Не забудьте зайти в Музей собора Опера дель Дуомо. Здесь выставлены непревзойденные шедевры лучших итальянских мастеров.
Колокольня Джотто
Это один из четырех главных памятников на площади Дуомо.
Её высота 84,7 метра, а длина сторон около 15 метров. Колокольня стала ярким примером готической архитектуры 14-го века во Флоренции.
Величественная квадратная колокольня, облицованная белым, красным и зеленым мрамором, как и соседний с ней собор, считается самой красивой колокольней в Италии. Многие считают, что колокольня предназначена скорее для декоративных, чем для функциональных целей. Её начал строить архитектор Джотто в 1334 году. Но спустя 3 года в 1337 году он умер, закончив только первую часть своей колокольни. Работа была завершена только в 1359 году под руководством Франческо Таленти.
Площадь Микеланджело
Площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo) — эта прекрасная видовая терраса над городом. Она является обязательным пунктом в маршруте любого туриста. Это место, откуда открывается потрясающий вид на Флоренцию и собор Санта-Мария-дель-Фьоре с его знаменитым куполом.
Обычно здесь много людей, поэтому лучше посетить площадь вечером или ранним утром. И туристов будет поменьше, и рассвет вас порадует (или закат, если придете сюда под вечер).
Вы, конечно, можете увидеть панораму Флоренции с купола главного собора, но только с площади Микеланджело вы полностью оцените, как купол Брунеллески доминирует над центром города. Ни какая другая площадь не даст вам такой потрясающий вид на город, который охватывает Понте Веккьо, Палаццо Веккьо, церковь Санта-Кроче и многие другие достопримечательности.
Галерея искусств Уффици
Уффици (Galleria degli Uffizi)– один из ведущих мировых музеев. Его коллекции удивят разнообразием.
Вы узнаете, как художники Флоренции 14-16 веков практически изменили облик западного искусства. Увидите переход от натянутых византийских мотивов к реалистичным пейзажам и образам эпохи Возрождения.
Дворец Уффици — огромное здание вдоль реки Арно. Когда-то это был один из дворцов Медичи. Однако служил он не резиденцией, а местом для правительственных учреждений и для хранения части их внушительной коллекции произведений искусства.
Галерея занимает первый и второй этажи здания, построенного между 1560 и 1580 годами по проекту Джорджо Вазари.
Уффици известен в мире своими выдающимися коллекциями древних скульптур и картин. Коллекции периода 14-го века и эпохи Возрождения включают шедевры Ботичелли, Джотто, Рафаэля, Милеланджело, Леонардо и многих других знаменитых мастеров, а также многие другие бесценные работы европейских художников (преимущественно немецких, голландских и фламандских).
Его галерея впечатляет большой коллекцией древних скульптур из семьи Медичи, которые состоят из древнеримских копий потерянных греческих скульптур.
Одно из самых красивых мест здесь это восьмиугольная Трибуна. Она была заказана специально для демонстрации самых дорогих картин и драгоценностей Франческо I Медичи.
Трибуна Уффици
Площадь Синьории и Лоджия Ланци
Эта просторная площадь (Piazza della Signoria) была центром власти во Флоренции с момента ее образования в 14 веке. А может и раньше, так как здесь были найдены более ранние этрусские и римские артефакты.
Сейчас это оживленное место довольно популярно и у туристов, и у местных жителей.
В центре площади расположился фонтан Нептуна.
фонтан Нептуна
Тут же здание Палаццо Веккьо. В южной части площади находится Лоджия дей Ланци — наружная скульптурная галерея с интересными экспонатами. Самая знаменитая из них «Персей с Головой Медузы» — выдающаяся работа Челлини.
Персей с Головой Медузы Горгоны. Работа великого Челлини
У Палаццо Веккьо стоит копия скульптуры Давида знаменитого Микеланджело. Рядом вы увидите еще одну известную композицию «Геркулес, победивший Какуса».
Статуи Давида (слева) и Геркулеса (справа)
Галерея Академии
Именно здесь вы увидите самую известную работу легендарного Микеланджело. Того самого Дэвида, чьи копии вы найдете по всей Флоренции. Только в этом музее вы увидите её оригинал. Эта удивительная скульптура эпохи Возрождения была создана между 1501 и 1504 годами. Она изображает библейского героя Давида. Высота статуи 4,3 метра.
Оригинал статуи Давида работы Микеланджело в Галерее искусств Флоренции
К сожалению, скульптура теперь находится за стеклом, так как подвергалась нападениям неадекватных людей. Тем не менее, она по-прежнему удивляет и восхищает посетителей.
Кроме Давида, здесь выставлены незаконченные статуи четырех узников (или рабов), предназначенных для гробницы в Риме. Скульптура святого Матфея для собора Флоренции, также оставшаяся незаконченной.
Вы можете заглянуть в другие галереи и увидеть лучшие работы флорентийских художников 13-16 веков.
Сан Лоренцо и семейный склеп Медичи
На площади Сан-Лоренцо (Piazza di San Lorenzo) стоит одноименная базилика. Это семейная усыпальница династии Медичи.
В свое время Медичи поручили лучшим художникам и архитекторам создать семейную церковь и погребальную часовню.
Брунеллески поручили церковь, а Микеланджело — часовню, которая должна увековечить память выдающихся представителей рода Медичи.
К сожалению, оба архитектора умерли до завершения работ. Но церковь Брунеллески была закончена в соответствии с его планом. Часовню Микеланджело так и не закончили. Её не доделали и позже, но то, что создал здесь Микеланджело, считают одним из главных мировых достижений в мраморной скульптуре.
Палаццо Веккьо
Это символический памятник города и, на протяжении более семи веков, резиденция его правительства. Палаццо Веккьо стал свидетелем всех важных этапов истории и искусства Флоренции.
От остатков римского театра, сохранившихся в недрах, можно пройти в роскошные залы, украшенные работами известных художников 15-16 веков.
Сейчас это еще и музей, в котором отражаются история, искусство и сила Флоренции.
Могущественная семья Медичи поручила ведущим художникам и архитекторам того времени проектировать и украшать свои дома и резиденции. В том числе это коснулось и Палаццо Веккьо.
Опытные путешественники утверждают, что взяв бесплатный тур, вы увидите тайные ходы, которые Медичи использовали для перемещения по комнатам. А если сохранить билет и придти сюда вечером, то можно попасть на крышу и насладиться закатом над городом.
Базилика Санта-Кроче
За типичным тосканским фасадом базилики Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce di Firenze)
скрывается одновременно и церковь, и мавзолей некоторых великих людей Флоренции.
Среди его сокровищ есть достопримечательностей эпохи Возрождения. Это Каппелла Барди с фресками Джотто и Каппелла Перуцци. Здесь вы увидите один из лучших примеров флорентийского ренессанса – скульптуру «Распятие Христа» работы Донателло. Капелла Барончелли украшена фресками Таддео Гадди.
Но самым известным является великолепная картина Распятие Христа флорентийского художника Чимабуэ. Это одна из первых картин, которая наглядно иллюстрирует переход от сурового византийского стиля к натуралистическому ренессансу.
В нефе вы найдете могилы самых известных флорентийцев, среди которых Микеланджело, Галилео Галилей, скульптор Лоренцо Гиберти, композитор Россини и даже легендарный итальянскмй философ Никколо Макиавелли.
Мост Понте Веккьо
Это, наверное, самый известный мост Флоренции. Его изящные арки парят над рекой и увенчаны множеством магазинов. Это один из самых завораживающих видов в городе.
На мосту обычно располагались магазины лучших ювелиров Флоренции. Даже сейчас здесь можно увидеть ослепительное множество ювелирных украшений.
Но многие туристы не знают, какие сокровища скрываются над их головами.
Естественно, мост Понте Веккьо построили, чтобы соединить два берега реки Арно. Однако и царственным особам Медичи нужно было часто пересекать его, чтобы попадать в Палаццо Веккьо из апартаментов во дворце Питти (или наоборот).
Ходить с простолюдинами Медичи не желали, а потому поручили архитектору Джорджо Вазари построить отдельный проход в верхней части моста. Официально его называли Проход Принца (Percorso del Principe). Но теперь его знают как коридор Вазари (Corridoio Vasariano).
Обратите внимание на линию равномерных окон, проходящих над магазинами. Это именно тот коридор Вазари, на стенах которого можно увидеть бесценную коллекцию работ знаменитых художников, среди них Рембрандт, Веласкес, да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Примечательно, что в основном это автопортреты.
Дворец Питти и сады Боболи
В дворцовом комплексе Питти (Pitti Palace) вы могли бы гулять целый день, осматривая все его великолепие. Здесь расположены выдающаяся картинная галерея, дворец Медичи, исторический музей, королевские апартаменты и один из лучших садов Италии. Если у вас нет целого дня на это, то постарайтесь посетить хотя бы дворец, чтобы увидеть Королевские апартаменты с картинами Рафаэля, Тициана, Рубенса, Тинторетто и других прославленных мастеров.
Примечательно, что коллекция дворца Питти может конкурировать с самим Уффици. Однако уникальные полотна здесь служат лишь для украшения комнат, а не как предмет искусства.
Прямо за дворцом Питти разбиты чудесные сады Боболи. Семья Медичи создала такую планировку садов, которая стала образцом для королевских садов во всей Европе.
Огромное зеленое пространство с правильной планировкой — это настоящий музей под открытым небом. Здесь искусство тесно переплетается с природой.
Хотим напомнить вам, что в столице Индии городе Дели есть интересные Сады Лоди. Они расположены прямо посреди гробниц.
Сады украшены гротами, самый известный из которых грот Бернардо Буонталенти. Массивные фонтаны, такие как Фонтан Нептуна и Фонтан Океана дополняют идиллическую обстановку.
Фонтан Нептуна в Садах Боболи
Последующие династии Габсбургов, Лотарингии и Савойи улучшили и еще больше расширили границы садов.
В потрясающе красивой террасной зоне находится павильон 18-го века под названием Kaffeehaus. Это редкий образец архитектуры рококо в Тоскане.
Здесь даже есть амфитеатр в яме, оставшейся после извлечения камня для возведения дворца. Конечно же, он не такой грандиозный как Колизей в Риме, но все таки его наличие добавляет великолепие садам Боболи.
Узнать больше можно в нашей отдельной статье про Палаццо Питти и Сады Боболи.
Доминиканская церковь Санта Мария Новелла
Эта церковь (Basilica di Santa Maria Novella) имеет знакомый полосатый мраморный фасад, который можно увидеть и на других церквях Флоренции. Но здесь он смотрится по-другому. Прослеживаются изящные изогнутые узоры, имитирующие окна и выделяющие ряды арок в нижнем этаже.
Базилика Санта Мария Новелла по своей природе является как религиозным, так и музейным объектом.
Она была основана монахами Доминиканского ордена в первой половине 13 века, став одним из важнейших объектов религиозного и художественного значения в Италии.
Знаменитость этой базилики в эпоху Средневековья и Ренессанса привлекала таких известных художников, как Джотто, Брунеллески, Масаччо, Микеланджело, Гирландайо, Боттичелли и Вазари. Их произведения искусства вы увидите внутри комплекса.
Интересный факт – мраморный фасад церкви является важным примером флорентийского ренессанса. Начали его делать в 15 веке, а закончили только в 1920 году.
Не забудьте зайти в аптеку монастыря, где продают бальзамы из трав и цветочные лосьоны.
церковь Санта Мария Новелла
Базилика Сан-Миниато-аль-Монте
Украшенный белым и зеленым мрамором фасад церкви Сан-Миниато-аль-Монте вы увидите недалеко от площади Микеланджело. Базилика находится в 500 метрах от площади.
Такое украшение фасада впервые было использовано именно во Флоренции. Но в отличие от более поздних фасадов, он поднимается до большой золотой мозаики.
Эффект портика напоминает традиционную римскую архитектуру, а мозаика вдохновлена уже византийскими мотивами. Оба этих фактора смешиваются с новым тосканским романским архитектурным стилем.
Интересный факт — Самое древнее историческое упоминание церкви датируется 783 годом.
Внутри находится просторный открытый неф с полом из мозаики и расписным деревянным потолком.
Обилие мозаики в византийском стиле, мраморная кафедра 12-го века и украшенный экран хора — все это основные элементы базилики. Но еще более выдающейся является Ризница. Её стены облицованы яркими панелями Спинелло Аретино по мотивам «Жизни святого Бенедикта». Это одно из самых роскошных помещений во Флоренции.
Национальный музей Барджелло (Bargello Palace)
Четыре выдающихся шедевра Микеланджело — это веский повод для включения Барджелло в список главных достопримечательностей Флоренции.
Работы знаменитых художников из региона Тоскана, таких как Гиберти, Донателло, Роббиас, Челлини и Брунеллески наполняют музей. Здесь же есть комнаты с резными работами из слоновой кости. Все комнаты покрыты глазурью и позолотой, которая стала особенностью флорентийского искусства эпохи Возрождения.
Снаружи Национальный музей Барджелло больше похож на средневековую крепость
Mercato Centrale — главный продуктовый рынок Флоренции
Если вы думаете, что Флоренция — это один сплошной огромный музей, то самое время познакомиться с главной достопримечательностью города. Конечно же, с его жителями.
Огромный рынок Меркато Централе (Mercato Centrale) — это отличное место, чтобы увидеть обычных флорентийцев в обычной жизни.
Чтобы попасть сюда, вам для начала придется пройти небольшие киоски и лотки, продающих практически все, начиная с дешевых пластиковых изделий и заканчивая «настоящими итальянскими товарами ручной работы», произведенных в азиатских странах.
Однако пройдя внутрь и услышав аромат свежайших трав, цветов, фруктов и овощей, вы прикоснетесь к реальной жизни местных жителей.
Душистые оливковые масла, нежная нуга, цукаты и настоящие итальянские оливки станут отличными подарками, как для себя, так и для коллег с друзьями.
Достопримечательности Флоренции за один день
Несмотря на то, что Флоренция небольшой город. Её население порядка 400 тыс. человек. Достопримечательностей и памятников там просто море. Одного дня на серьезный осмотр совершенно недостаточно. За один день можно только пробежаться вдоль самых основных памятных мест, что мы и сделали.
Флоренция дала миру таких гениев, как Леонардо да Винчи, Боттичелли, Микеланджело, Челлини, Данте, Рафаэль. Уроженцем Флоренции был и Америго Веспуччи, давший свое имя двум континентам. Имя Макиавелли вошло в большинство европейских языков вместе с понятием “макиавелизм”, ставшим синонимом коварства, обмана или лицемерия. Фамилия Медичи известна большинству, главным образом благодаря романам Дюма. Семейство Медичи правило Флоренцией около 300 лет.
Все эти люди сделали Флоренцию такой какой мы видим ее сейчас.
Формат длиной всего в один день позволяет осмотреть только самые основные достопримечательности – Пьяцца дель Дуомо с собором, баптистериеми колокольней; площадь Синьории с палаццо Веккьо и лоджией Ланци; мост Понто Веккьо, кстати любимый мост Гитлера; палаццо Питти, только снаружи и сады Боболи, почти бегом.
А для начала нам предстояло припарковать машину.
Парковка во Флоренции
С парковками во Флоренции все очень плохо. В разгар туристического сезона практически все парковки вдоль улиц заняты. В Италии принято парковаться в так называемых гаражах, мы заехали в один из них, но гараж был забит под завязку и работников гаража нигде не было видно. Некоторые машины при помощи специальных приспособлений были размещены во втором ярусе.
В своих поисках места для парковки мы были не одиноки, кругами по узким улочкам Флоренции ездили немецкие и голландские машины. В результате мы запарковались при помощи африканца-помогалы, как я поняла он целый день торчит на парковке и принимает живое участие в помощи иностранным туристам, естественно пришлось дать ему на чай.
Ездить на машине по центру Флоренции не самое большое удовольствие, поскольку улицы шириной всего в одну машину – движение одностороннее. Чтобы развернуться нужно нарезать не малый круг или пятиться задом, если это возможно и за вами не собрался хвост.
Так что если планируете поехать во Флоренцию на автомобиле не лишним будет озаботится проблемой парковки заранее.
Вид на Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Говорят, настоящий дух города как раз скрыт в таких вот узеньких темных улицах. Флоренция была самым демократическим и самым неспокойным из итальянских городов-государств. Разные семьи все время боролись за первенство. Те кто мог себе позволить превращали свои дома в неприступные крепости, которые сегодня придают узким улочкам довольно мрачный вид.
Узкие улочки Флоренции
Первым делом, мы отправились на соборную площадь (Пьяцца дель Дуомо), где стоит главный собор города Санта-Мария-дель-Фьоре, баптистерий Сан Джованни и колокольня Джотто.
Санта-Мария-дель-Фьоре
Сфотографировать собор целиком нет никакой возможности, поскольку собор огромный, а площадь маленькая. Флорентийцы начали строить свой собор, когда в Пизе и Сиене, главных конкурентах Флоренции, были уже построены соборы.
Санта-Мария-дель-Фьоре
Естественно, флорентийцы хотели превзойти в масштабности и красоте соборы Пизы и Сиены. В масштабности им это точно удалось, а в красоте наврядли. Снаружи Санта-Мария-дель-Фьоре выглядит гораздо привлекательнее, чем внутри. Снаружи собор поражает воображение великолепной многоцветной мраморной отделкой. Во внешней отделке собора использовали мрамор трех цветов : белый, красный и зеленый.
Санта-Мария-дель-Фьоре 1
Нужно заметить, что обыкновенная уличная копоть с легкостью оседает на белоснежном мраморе собора и флорентийцам приходится все время мыть стены и даже менять внешние мраморные плиты. Мы фотографировали с чистой стороны, а другая стена собора выглядела совсем не так привлекательно. Стены были просто серые.
Пройти внутрь собора можно абсолютно бесплатно, но чтобы не осквернять храм Божий видом голых плеч, придется прикупить пончо за 1,5 евро. Очередь на вход была маленькой и заняла не более 10 минут.
Санта-Мария-дель-Фьоре – так выглядят пончо
Мы взяли аудиогид на русском языке, но нужно признать, что аудио гид совсем не интересный. Там просто сообщается названия картин и других произведений искусства размещенных в соборе сухим административным языком и все. Мы примкнули к русской экскурсии, это было гораздо более занимательно.
Санта-Мария-дель-Фьоре – Данте
После смерти Данте, флорентийцы, раскаявшиеся в том, что изгнали поэта из родного города, устроили в соборе на Пасху публичные чтения его работ. На фреске, кроме самого поэта, изображены ад и рай, какими их представлял Данте, а так же основные здания Флоренции XV века. Поэт похоронен в Равенне и ее жители ни за какие вознаграждения не хотят вернуть прах Данте на любимую им Родину.
Санта-Мария-дель-Фьоре – купол Брунеллески
Самых главным украшением собора бесспорно является купол Брунеллески. Сейчас это второй по размеру купол после купола собора Святого Петра в Риме. Тогда же это было просто величайшее достижение инженерной мысли. Купол был построен без лесов по методу консолей и он двойной, чтобы распределить нагрузку.
Многие опасались, что громадный купол раздавит весь собор. Но время показало, что Филлипо Брунеллески был гениальным инженером, купол стоит до сих пор, строили его целых 16 лет.
Чтобы разглядывать росписи купола лучше подняться на верхнюю галерею, снизу росписи видно плохо, очень высоко. Вход на лестницу находится снаружи собора и придется заплатить за билет 10 евро, но этот билет включает в себя еще и посещение музея собора, где выставлены многие подлинники, баптистерия, колокольни Джотто и крипты собора, там похоронен Брунеллески. Эти музеи включены в стоимость Firenze Card.
Однако надо отдавать себе отчет, что подъем к куполу это 463 ступеньки, и 414 ступенек приведут к вершине колокольни Джотто, нужно реально оценивать свои силы.
Санта-Мария-дель-Фьоре
В интерьере собора выделяются необычные часы, идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в еврейском квартале Праги). Когда создавались часы (1443 год) не было еще единого мнения о правильном направлении движения стрелок.
Внутри собор выглядит простовато, по сравнению с великолепием внешней отделки. Мне он даже напомнил лютеранские соборы изнутри, например собор в Турку выглядит почти так же.
На соборной площади стояло несколько машин скорой помощи, чтобы реанимировать туристов, которых постиг тепловой удар. Жара стояла адская +36 градусов.
Баптистерий Сан Джованни
Баптистерий построен между V и VIII веком нашей эры на древнеримском фундаменте. Это старейшая из сохранившихся построек Флоренции. К сожалению во время нашего посещения, баптистерий был закрыт на ремонт, доступными для осмотра были только восточные врата.
Врата баптистерия Сан Джованни
Восточные врата, которые выходят к собору, состоят всего из 10 панелей, но именно их Микеланджело назвал Райскими вратами. Сейчас мы видим слепки с оригиналов, настоящие врата выставлены в музее собора.
Врата рая, Флоренция Врата рая, Флоренция
На панелях изображены сцены из житий Христа и евангелистов. По исполнению сюжеты резко отличаются от формализма, характерного для Средних веков, таких как мы видели на мозаиках в Равенне.
Гиберти приступил к изготовлению северных врат, когда ему было всего 25 лет и работал над ними 21 год, после одобрения городских властей ему были заказаны восточные врата и он работал над ними еще 27 лет. Великие мастера создавали свои шедевры десятилетиями, в отличие от некоторых адептов современного искусства.
Соборная площадь, слева баптистерий на ремонте
Площадь Синьории
На площади Синьории стоит палаццо Веккьо или Старый дворец. Более 700 лет площадь была свидетельницей всех самых важных и самых драматичных событий в истории Флоренции.
Здесь сожгли Савонароллу. Его проповеди собирались послушать до 10000 человек, он призывал прихожан покаяться, бичевал грешников, а во время его правления возгорелись Костры Суеты, в которых обращались в пепел предметы роскоши и бесценные произведения искусства. Но в конце концов его отлучили от церкви и страшный конец его был предсказуем, слишком он сильно перешел дорогу сильным мира сего.
Палацо Веккьё
Из окон дворца Веккьо вывешивали преступников, например, были повешены братья Питти после их неудавшегося заговора против братьев Медичи. Несмотря на религиозность средневекового общества, убийство во время мессы не воспринималось, как ужасное злодеяние, братья Питти собирались убить братьев Медичи именно в разгар мессы и священник был в сговоре с ними даже сам Папа Сикст VI принимал участие в заговоре.
Палаццо Веккьо (palazzo Vecchio), копия статуи Давида, Микеланжело
Перед входом в палаццо Веккьо стоит копия знаменитой статуи “Давида”, Микеланжело. Настоящая статуя хранится в музее Академии и как утверждают очевидцы производит гораздо более сильное впечатление, чем копия.
А в начале XIX века Уильям Хэзлитт назвал “Давида” “неуклюжим актером-переростком одного из заштатных театров, да еще и голым”. Сейчас же изображение статуи Давида стало символом города, абсолютно все путеводители по Флоренции считают своим долгом поместить на обложку изображение головы “Давида”.
Во внутренний дворик палаццо можно войти абсолютно бесплатно. Дворик просто очарователен и являет собой разительный контраст со строгим мрачным фасадом палаццо Веккьо.
Внутренний дворик палацо Веккьо
Площадь Синьории просто уставлена шедеврами. Лоджия Ланци сейчас представляет собой музей под открытым небом. В Мюнхене возвели точно такую же лоджию, но установили туда скульптуры баварских полководцев и назвали сие строение Фельдхернхалле, копируют значит нравится.
Площадь Синьории – Лоджия деи Ланци
Так получилось, что почти все скульптуры изображают сцены насилия. Флорентийцы верят, что статуи по ночам расхаживают по площади и общаются друг с другом. И это не удивительно, ведь скульптуры принадлежат к резцу великих мастеров эпохи Возрождения – Микеланджело, Челлини, Джамболоньи.
«Похищение сабинянок» и «Геркулес и Кентавр» Джамболоньи
Прямо к площади Синьории примыкает всемирно известная галерея Уффицы, мы добрались до нее уже во второй половине дня, очереди на вход не было. Во дворе сидят многочисленные художники и предлагают свои картины или пишут портреты.
Двор галереи Уффици
Мост Понте Веккьо
Прямо на выходе из дворика галереи Уффици можно увидеть еще один шедевр – мост Понте Веккьо. Это единственный уцелевший средневековый мост Флоренции, говорят, что Гитлер его просто обожал и именно поэтому он не был взорван вместе со всеми остальными мостами при отступлении фашистских войск.
Мост Понте Веккьо
Мост очень своеобразный, изначально на нем селились мясники, туда их сослали, за то что их лавки источали зловоние, а над рекой у мясников было больше возможностей для поддержания чистоты в лавках.
В мост встроен так называемый коридор Вазари, его можно посетить только с экскурсией по предварительному заказу. Коридор связывает галерею Уффици и палаццо Питти на противоположном берегу реки Арно. Коридор был построен по приказу герцога Козимо I для того чтобы обеспечить ему безопасный путь из дома на работу, если можно так выразиться. Коридор Вазари не включен в стоимость Firenze Card.
На мосту Понте Веккьо
Герцогу Козимо I не нравился запах мясных лавок, поэтому он велел выгнать мясников с моста и пригласить ювелиров. Витрины ювелирных мастерских располагаются на мосту и по сей день. Там даже цен не написано, написано звоните в дверь, вам позволят зайти.
На той стороне реки Арно нашей целью стали сады Боболи, несмотря на усталось, я с дочкой пошла осматривать сады, а наши мужчины расположились в кафе на отдых. Поскольку температура на улице была +36 градусов весь день.
Сады Боболи
Сады Боболи находятся за дворцом Питти. У нас был всего один час на осмотр, зато к вечеру уже совсем нет очереди. Билет только в сады стоит всего 7 евро, но там можно приобрести комбинированные билеты дворец + сады + музеи в палаццо Питти.
К билетам ничего не дали, в прошлом году во Франции нам в каждом замке давали красочную брошюру на русском языке с планом осмотра и пояснениями, а со стороны итальянцев просто явные недоработки.
Палацо Питти
Дворец Питти просто огромен, это только его передний фасад. Дворец был построен в 1457 году для Луки Питти, пытавшегося одержать верх над Медичи. Первоначально планы дворца были предложенны Козимо Медичи, когда тот собирался строить свой дворец. Но Козимо отверг проект, как вызывающий.
По иронии судьбы, в 1549 году, когда богатство Питти иссякло, им пришлось продать дворец жене великого герцога Тосканского Козимо I Медичи. Козимо переехал в новый дворец, и вплоть до 1883 года в нем жили все правители Флоренции.
Внутренний дворик палацо Питти
Один час это конечно совсем мало, поэтому мы передвигались очень быстро. В течении осмотра садов придется все время идти в гору. Оттуда открываются просто фантастически живописные виды на Флоренцию и окрестности. Сады были заложены в 1549 году, но расширялись и украшались еще 60 лет.
Сады Боболи
Это единственная клумба в садах. Регулярные клумбы не главное там, в отличие от садов Вилландри во Франции.
Сады Боболи
Большая часть садов выглядит так – зеленые лужайки, стриженный кустарник, скульптурные формы.
Сады Боболи
Обязательные включения элементов современного искусства стали нормой для классических ренессансных садов. В прошлом году мы видели почти такие же деревья в парке Версаля.
Громадный купол Санта Мария дель Фьоре виден из садов, даже лучше чем вблизи. Великое видится на расстоянии.
Из садов Боболи вид на Санта-Мария-дель-Фьоре
Фонтан Нептун, местные жители в шутку называют Нептун с вилкой, не серьезный получился вид у Нептуна, не устрашающий.
Сады Боболи – Нептун с вилкой
Виды просто сногсшибательные, один лучше другого.
Сады Боболи
На самой вершине садов Боболи есть оказывается музей фарфора и наш билет включал его посещение. Музей не большой. Клумбы перед музеем просто явно засохли, не поливают их очевидно.
Вилла Casino del Cavaliere – там сейчас располагается музей фарфора
Коллекция музея фарфора в основном состоит из фарфоровой посуды, которая принадлежала королевской семье, правившей в Тоскане (Медичи, Лотарингия, Савойя), и таким образом, четко отражает вкусы королевской семьи.
В музее фарфора
Оказывается Наполеон во время своего пребывания во Флоренции выбрал своей резиденцией палаццо Питти. Правда жил он там совсем не долго, но портрет остался. Некоторые из объектов музея фарфора являются подарками от Наполеона его сестре Элизе Baciocchi, великой княгине Тосканы с 1809 по 1814 год.
В музее фарфора
Наше время пребывания в садах стремительно заканчивалось и пришлось очень быстрым шагом идти на выход, а потом таким же быстрым шагом возвращаться на парковку, поскольку оплаченное время уже закончилось.
Площадь Святейшего Благовещения, почему то знаки доллара на медальонах лоджии
Почти бегом прошли сквозь интересную площадь Святейшего Благовещения, там располагается воспитательный дом, построенный тем самым великим и прославленным Брунеллески в 1415-1427 годах.
Флоренция очень интересный итальянский город, но приезжать сюда надо на несколько дней, один день это ничто для Флоренции. Один только осмотр галереи Уффици займет день, ну и конечно хочется увидеть подлинную статую Давида и лично убедится, действительно ли контраст с копией так разителен, как пишут в интернете, а это еще один большой музей Академии.
Прогулка по пригородам Флоренции тоже однозначно хорошая идея, поэтому лучше поехать на неделю, в крайнем случае на три дня и не летом. Для посещения таких популярных туристических городов лучше выбирать межсезонье, когда народу поменьше. Будем мечтать о следующем визите во Флоренцию.
Источник https://extraguide.ru/italy/florence/sights/
Источник https://cattur.ru/europa/italy/florencia.html
Источник https://trip-together.ru/florenciya/