Содержание
Путешествие по Черногории на машине
Продолжаю свой рассказ о нашем отдыхе в Будве (начало – здесь).
Для поездки на север Черногории мы решили арендовать машину. Нам хотелось посмотреть знаменитые каньоны Черногории, но только не с экскурсией, а в своем режиме.
Аренда машины в Черногории
Самый популярный онлайн-сервис бронирования автомобиля в Черногории – Myrentacar. Фирма основана нашим соотечественником и работает напрямую с местными прокатными конторами, что позволяет предлагать низкие цены на аренду и депозиты. При заказе авто оплачивается 20% от стоимости заказа, остальная сумма – когда берете машину. Все формальности сведены до минимума.
Никаких кредитных карт от нас не требовали, депозит на карте не блокировали, мы просто оставили залог 100 евро, когда брали машину. А когда бронировали в других фирмах, бывало, ждали «разморозки» депозита больше двух недель уже после сдачи авто.
Мы получили ровно ту машину, что и заказывали на сайте (а не такого же класса, как это зачастую встречается у других прокатных контор). При заказе машины на сайте показывается конечная сумма, без скрытых сборов и налогов. Ровно эту сумму мы и заплатили.
В некоторых отзывах рекомендовали для поездок по Черногории брать кабриолет, потому де, что эта страна как нельзя лучше подходит для поездок с ветерком на открытой машине. И не только из-за климата, но и из-за цен. Мы приценились – действительно, доступно. И в итоге взяли кабриолет BMW 320, 2006 года выпуска. Стоимость аренды за день составляла 54 евро.
В назначенный день в 9 утра мы встретились с сотрудником прокатной конторы (русским), он отвез нас на парковку, рядом с которой располагался их офис. Там мы оформили документы, сфотографировали царапины на машине, потренировались открывать/ закрывать крышу кабриолета.
Сотрудник спросил, есть ли у нас в Будве парковка. Если нет, то можно было ставить машину на их парковке. Мы ответили, что ночуем в горах в Жабляке и приедем завтра вечером. Прокатная контора работала до 8 часов вечера. Сотрудник сказал, что если мы не вернемся до этого срока, то можем оставить машину на парковке, а утром принести ключи и забрать залог в 100 евро.
Кабриолет BMW 320, плюсы и минусы
Не скажу, что осталась в восторге от путешествия на кабриолете. Мне кажется, было больше неудобств, чем достоинств. На большой скорости сильно сквозило. Возможно, летом обдувание ветерком – это здорово, но в конце сентября в кабриолете было не слишком комфортно. А чтобы закрыть крышу машины, приходилось останавливаться.
Еще одно неудобство: кабриолет заметно ниже обычной машины, так как предполагает езду на большой скорости. А я люблю сидеть высоко, чтобы было больше видно (идеально – из окна высокого автобуса).
Но вот в чем оказалось преимущество кабриолета: когда мы ехали по тесному ущелью с нависающими скалами, у меня был отличный обзор верхней части скал и возможность фотографировать окружающие нас со всех сторон красоты. Для поездки по панорамным дорогам кабриолет оказался превосходен. Так что в сухом остатке я как пассажир получила повышенную порцию удовольствия от созерцания горных пейзажей.
В любом случае, это был полезный опыт. И, действительно, проехаться по Черногории на кабриолете вышло недорого и оставило в памяти много прекрасных картин. Хоть раз в жизни надо попробовать. Но лучше – летом. Думаю, летом в Черногории кабриолеты нарасхват.
Наш маршрут по Черногории на машине
Нитка маршрута: Будва — Цетине — Никшич — Плужине — Трса — Жабляк — мост Джурджевича — Колашин — Вирпазар — Будва
От Будвы мы поднялись в горы и сделали часовую остановку в Цетинье, первой столице Черногории. Чудесный городок, застывший в 19 веке, производит впечатление декораций. И само место очень красивое, неспроста там сформировался столичный город.
Вид на Цетинье с Орлиной горы
На улицах Цетинье
Зашли в Цетинский монастырь, где хранится десница Иоанна Крестителя, поднялись на холм (Орлиную гору) рядом с монастырем.
Потом поехали на север. Горы сменились широкой равниной, в центре которой лежит современная столица Черногории – Подгорица. Объехали Подгорицу с запада.
Перед городом Никшич (примерно за 20 км до него) был поворот направо на самый знаменитый монастырь Черногории – Острог, но мы по времени не укладывались и поэтому проехали мимо. К тому же, к монастырю ведет очень крутой серпантин, говорят, не всякая машина его одолеет.
Миновали Никшич, большой индустриальный город. Туристам он знаком в первую очередь тем, что там варят пиво Niksicko, самое популярное пиво в Черногории.
Около Никшича нас остановил полицейский, проверил права. Муж показал наши (российские) права, ими полицейский и удовольствовался, международные права не спрашивал.
Кстати, в Черногории, так же, как у нас, встречные водители мигают, предупреждая о дорожной полиции.
От деревни Jasenovo Polje дорога раздваивается. Правая, по Р5 – более короткая. По ней до Жабляка всего 59 км. А левая, по Е762 и Р14 — через Плужине, Пивское водохранилище и перевал Седло — красивая. По ней до Жабляка 90 км.
Мы поехали по второй. Действительно, от Плужине до Жабляка (точней, до выезда на трассу Р5) красота стояла неимоверная.
В Жабляке заночевали.
Первую половину следующего дня провели в национальном парке Дурмитор.
Оставив машину на стоянке в Иван-По, сходили к Черному озеру и обошли его по кругу.
Потом подъехали к парковке под горой Чуревац и по тропе дошли до вершины.
Оттуда открывается роскошный вид на каньон реки Тара.
Обед у нас был в кафе рядом с мостом Джурджевича.
Прогулялись по мосту, полюбовались Тарой с этого ракурса.
Потом долго ехали вдоль Тары по живописному тесному ущелью с высокими скальными стенами.
Завернули в город Колашин. Жабляк и Колашин – главные горные и горнолыжные курорты страны. Колашин чисто внешне понравился больше, он просторней и оживленней.
Главная площадь Колашина покрыта своеобразным паркетом
Дальше дорога шла по ущелью реки Морача, узкому, с высокими скальными стенами.
Останавливались на смотровых.
Подгорицу на этот раз мы объехали с восточной стороны.
Уже в сумерках краешком зацепили Скадарское озеро – в городе Вирпазар.
По платному туннелю выехали на побережье в районе Петроваца и далее уже двигались по трассе вдоль берега.
На парковку в Будву прибыли около 8 вечера. Сотрудник прокатной конторы нас дождался. Процесс сдачи прошел быстро. На сайте было написано, что если мы сдаем машину не в рабочее время (раньше 8 утра или позже 8 вечера), то будет доплата. Никаких доплат с нас не взяли, хотя сдавали авто уже после 8 вечера. Сорудник отдал нам залог, мы поделились своими впечатлениями, простились и пошли домой. Общение было очень приятным, процесс получения и сдачи машины — быстрым и легким.
Впечатления от поездки
Наше путешествие по Черногории было коротким, но насыщенным. Было бы больше времени, можно было бы еще на ночь или две задержаться в Жабляке, подняться на Боботов Кук, высшую точку Дурмитора – 2522 м, сходить на Савин Кук или подняться туда на кресельном подъемнике. Еще ночь взять в Колашине, там сходить на Биоградское озеро. Можно было бы и в монастрыь Острог подняться, и на Скадарском озере остановиться и взять прогулку на кораблике по озеру. Впрочем, до них и от Будвы недалеко, можно съездить одним днем или взять экскурсию в Будве.
Самое большое впечатление произвела дорога от Пивского водохранилища до Жабляка через перевал Седло. Просто запредельная какая-то красота! Также очень понравилась дорога вдоль каньона Тары от моста Джурджевича и дорога по узкому ущелью вдоль реки Морачи.
На север Черногории есть однодневные экскурсии («Каньоны» и «Гранд каньоны»), они проходят примерно по нашему маршруту и пользуются большой популярностью. Но одним днем получается скомкано. Если есть возможность, лучше взять машину. Если нет, выбирайте экскурсию, которая проходит через перевал Седло и Пивское водохранилище.
Индивидуальные экскурсии с посещением парка Дурмитор
По поводу дороги в горах. Когда мы изучали маршрут и читали отзывы, то мнения о сложности дороги расходились. Кто-то писал, что дорога неприятная, с множеством крутых серпантинов и темных туннелей. Кто-то наоборот успокаивал, что ничего страшного там нет. Нам дорога не показалась страшной. Был крутой подъем от Пивского водохранилища на перевал с серпантинами, но ничего такого уж экстремального. Там часто встречаются карманы для разъезда с встречными машинами, и мы довольно быстро преодолели этот подъем.
Туннели — да, неосвещенные, но короткие.
Дороги в целом хорошие. Лишь раз встретился небольшой, около 7 км, участок грунтовки (когда мы подъезжали к пику Чуревац), и то потому, что основная дорога ремонтировалась.
Так что очень рекомендую проехаться по стране на машине, тем более, что процесс аренды машины в Черногории максимально упрощен.
Нам понравилось бронировать машину через Myrentacar. Понравилось общение с представителем прокатной конторы.
Агрегатор Myrentacar работает пока только в нескольких странах (Черногория, Чехия, Россия, Болгария, Грузия, Кипр). Если соберемся в эти страны, знаем, где арендовать машину в следующий раз.
Следующий рассказ посвящен подробному описанию дороги в Жабляк через Плужине и перевал Седло.
Поездка в Черногорию на машине из Москвы и Санкт-Петербурга в 2020 году — маршруты, расстояние правила въезда на авто
Уже многие годы среди россиян Черногория пользуется особым спросом, ведь помимо дружелюбного отношения, эта страна значительно дешевле других европейских государств. Люди едут сюда за природными красотами и комфортным климатом. Некоторые предпочитают покупать в Черногории недвижимость, дабы отдыхать по полной программе, не завися от брони в отеле. В последнее время туристы зачастили приезжать на черногорские курорты, используя личный автомобиль.
Виза для поездки в Черногорию на своём авто
В Черногорию виза не нужна, а вот для пересечения границ стран Шенгенской зоны, по которым проходит маршрут, нужна. В данном случае подойдёт транзитная Шенгенская виза типа C.
Подаваясь на Шенген для путешествия на машине, нужно обязательно приложить копию страховки для машины — грин карту.
В отзывах путешественников нет единого мнениях по поводу того, для какой страны лучше всего оформлять визу – это должна быть одна из стран Шенгена. В идеальном случае та страна, границу которой вы пересекаете на своём пути. Чаще всего выбирают Венгрию, Польшу или Италию. Сделать Шенген в Италию проще всего благодаря лояльному консульству. При подаче документов нужно приложить свидетельство о бронировании отеля в Италии, но останавливаться в отеле не обязательно, и бронь потом можно снять.
Помните, что оформлять визу нужно для каждого человека, пересекающего границу!
Нужна ли страховка в Черногорию? Какую выбрать, цены и нюансы →
Маршрут Москва — Черногория (Подгорица)
Маршрут в Черногорию на автомобиле из Москвы можно построить через Белоруссию, Польшу, Словакию, Венгрию и Сербию. На маршруте предстоит как минимум две ночевки — в Люблине после перехода белорусско-польской границы и в Будапеште. Таким образом, вся дорога займет три дня (примерно 2700 км до Подгорицы). Для более комфортного путешествия в Черногорию лучше сделать сделать дополнительную остановку на ночь в Минске. Приблизительная стоимость бензина и дорожных расходов для легковой машины на весь путь в одну сторону — 315 евро (согласно расчетам ViaMichelin).
Какая страховка нужна для машины
Для поездки в Черногорию на машине обязательно нужна страховка — «Зелёная карта» или «Грин карта» (“Green Card”). Гринкарта работает как наша ОСАГО, т.е. виновник ДТП ничего не платит за ремонт пострадавших машин.
Есть ещё такое понятие как «пограничная страховка». Её можно купить уже заграницей, но всё равно сначала придётся купить гринкарту хотя бы на 15 дней. Без гринкарты вас не выпустят заграницу. Советую не усложнять поездку, а сразу купить Грин карту на весь срок путешествия.
Стоимость гринкарты на авто в Европу:
Тип ТС | Территория покрытия | Период действия / Цена (руб.) | ||||
15 дней | 1 мес | 2 мес | 1 год | |||
Легковой автомобиль | Европа + СНГ | 2700 | 5160 | 9590 | 24580 |
Визовый вопрос
Гражданам России для въезда в Черногорию виза НЕ требуется. Вы можете находиться на территории Черногории до 30 дней, а во время туристического сезона до 90 дней.
Не забудьте, что при въезде в Черногорию Вы обязаны зарегистрироваться в полиции, сделать это нужно в течение 24 часов. За отсутствие регистрации Вас могут оштрафовать при выезде из страны, причем, штрафы значительные. Зарегистрировать Вас должен владелец апартаментов, которые Вы забронировали в Черногории. Но, все же проконтролируйте процесс, вдруг забудет.
Ваш маршрут из Москвы в Черногорию будет проходить по территории других стран, которые являются членами ЕС. Соответственно, Вам нужно получить многократную шенгенскую визу.
Обратите внимание, для въезда в Белоруссию и Сербию, россиянам виза не требуется.
Оптимальный маршрут
Вам будет интересно:Sudala Beach Resort 3* (Таиланд/Као Лак): адрес, описание, инфраструктура, фото номеров, отзывы
Согласно отзывам туристов, уже проехавших весь маршрут в Черногорию на машине из Москвы, самым оптимальным вариантом является связка Белоруссия-Польша-Словения-Черногория. В промежутках, конечно, придется пересекать границы других европейских стран, которые входят в состав Европейского союза.
Между Москвой и Подгорицей расстояние составляет примерно 2700 километров. Для более комфортного передвижения лучше предусмотреть дополнительную ночь, тогда время в пути составит не 3, а 4 дня. Если ехать без спешки и рассматривать достопримечательности мест, которые попадаются на пути, то можно растянуть удовольствие на 5 дней.
Первую остановку на ночь бывалые туристы советуют сделать в Минске. Со слов других путешественников, лучше проехать сначала польскую границу, а уже потом устроить ночлег, так как именно этот пост будет самым сложным за всю поездку. Согласно произведенным расчетам, все расходы в одну сторону (бензин и платные дороги) обойдутся в 320-350 евро (около 26 тысяч рублей) + 140 евро (около 11 тысяч рублей). Это с учетом путешествия на легковушке. Чтобы рассчитать маршрут и расставить необходимые точки для остановок, включая пограничные посты, лучше всего воспользоваться удобным сервисом интернет-навигатора.
Стоимость отелей по дороге может начинаться всего от 15 евро (1000-1200 рублей). Она будет повышаться в зависимости от того, в каком месте туристы остановятся (трасса, пригород или центр города). Стоимость бензина в Черногории немного отличается от остальных стран Европы. За один литр здесь можно отдать всего полтора евро (около 115 рублей).
Лучше рассчитать маршрут так, чтобы получилось поехать в Черногорию летом. В стране можно отыскать и песочные, и галечные пляжи. Практически все они расположены в бухтах, что предполагает отсутствие сильного ветра и волн. Передвигаясь по Черногории на машине, можно возить свой зонт и остальные принадлежности для пляжного отдыха, а не арендовать их на пляжной территории.
Документы для поездки
Из документов вам понадобятся:
1. Действующий загранпаспорт. Срок окончания вашего загранпаспорта должен быть больше трёх месяцев после завершения планируемой поездки. Если делаете новый, то через госуслуги делают по месту регистрации за месяц (если честно, нам сделали быстрее, нужно ехать и спрашивать, а в госуслугах уведомление о готовности приходит ровно через 3 недели после того, как подали документы лично), в остальных случаях — до 90 дней.
2. Шенгенская виза. Мы делали через Венгрию, в визовом центре Pony Express. В посольство Венгрии записаться очень сложно. Если только за полтора-два месяца. Через Pony виза была готова ровно через 7 дней. Венгрия — не лучший вариант (нам дали мульт всего на месяц, хотя просили намного больше). Много людей советовали делать через Польшу. Говорят, что визу выдавали при условии оплаченного жилья даже на год.
3. Актуальные водительские права (национальные) и Свидетельство о регистрации транспортного средства. Международные права никто не спрашивает, спокойно едем с российскими.
4. Страховка Зеленая карта (Green card). Это Международный полис страхования гражданской ответственности. Делается в любом офисе страховщиков. В Ресо-Гарантии есть калькулятор, можно предварительно рассчитать сумму. Делается минимум на 15 дней, количество лиц к управлению — неограниченно, может действовать сразу.
5. Страховка для поездок заграницу. Она обязательна при получении Шенгенской визы. Должна действовать минимум на весь срок нахождения в зоне Шенгена. Можно сделать онлайн.
Вот и все! Самое долгое время занимает подготовка документов на получение загранпаспорта или шенгенской визы. После — лишь дни ожидания. Зато знаете, как будете круто себя чувствовать, когда все документы будут готовыми на руках? Это того стоит!
Достопримечательности по пути в Польшу
Помимо красивых пейзажей, которые сопровождают всю дорогу во время путешествия на машине из Москвы в Черногорию, по пути можно и нужно осматривать встречающиеся достопримечательности. Например, в Белоруссии путешественники рекомендуют заглянуть в Брестскую крепость, а в Польше — обязательно прогуляться по центральной части Варшавы. Машину в этом случае можно оставить на одной из городских парковок. Для прогулок по европейским городам туристы советуют использовать удобное приложение в телефоне — IZI.Travel, где можно бесплатно воспользоваться аудиогидом.
Вам будет интересно:Гостиницы в Калуге в центре города: обзор, адреса, отзывы
С учетом того, что в статье разбирается оптимальный маршрут поездки в Черногорию на машине, то по пути будет и бывший концлагерь Освенцим. Рекомендовать его сложно, так как каждый по своему реагирует на данную трагедию 20 века, но из окна автомобиля на него точно можно взглянуть. Если чуть отдалиться от маршрута и свернуть в сторону Кракова, то можно будет посмотреть на совершенно спокойную жизнь этого города, имеющего интересную историю. Когда-то он был польской столицей, а все краковские достопримечательности удобно расположились вдоль Королевской дороги.
Едем в Черногорию на машине: что важно знать
Отправляясь в дорогу до Черногории на машине, нужно учесть множество мелочей. Если не уделить им достаточно внимания, можно не только осложнить или испортить поездку, но и полностью её сорвать. Важны следующие моменты:
- Полностью укомплектуйте машину. Убедитесь, что на месте огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечка. Возьмите с собой светоотражающий жилет и положите в непосредственной доступности от себя. Если вам придётся по пути выйти из машины, остановившись на трассе, нужно будет его надеть – вне зависимости от того, в светлое или тёмное время суток это происходит.
- Убедитесь, что на лобовом стекле нет сколов и трещин, особенно со стороны водителя. Могут не пропустить или заставить менять стекло. На форумах много подобных историй, когда пограничники цеплялись из-за скола, и людям приходилось искать СТО, чтобы поменять лобовое.
- У авто должна быть хорошая видимость – светопропускаемость лобового стекла выше 75%, боковых передних – выше 70%, оба зеркала заднего вида должны быть в наличии.
- Держите ближний свет включённым и в светлое, и в тёмное время суток.
- Заранее закачайте все необходимые карты, на них должен быть весь ваш маршрут без «слепых» пятен. Используйте Google Maps или Maps.Me. Убедитесь, что карта маршрута загружена и работает без интернета оффлайн. Вот инструкция, как закэшировать карту в Google maps на примере Черногории:
- Возьмите с собой банковскую карту международного класса (например, Visa или MasterCard) с запасом денег. При оплате через карту деньги автоматически конвертируются в валюту страны, в которой вы находитесь, что может облегчить покупки в странах, которые не принимают евро. Учтите, что карты МИР не работают за границей.
Страны, в которых не принимают евро: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Хорватия, Чехия, Сербия и др.
- Заранее просчитайте маршрут и забронируйте отели в местах, где будете ночевать. Учтите, что бронь также потребуется предъявить при получении Шенгенской визы, а в некоторых странах, например, в Польше, отметка о посещении отеля обязательна. При этом бронировать нужно через сайты, квитанции которых принимаются официально. В этом плане надёжнее всего Booking.com.
- Позаботьтесь о связи заранее. Можно подключить роуминг, но в некоторых местах связи всё равно не будет. Хорошей альтернативой роумингу с недорогим интернетом станет универсальная симка DrimSim, которая работает в 197 странах мира и к которой можно привязать свой номер.
- Рассчитайте расход топлива вашей машины и определите, в каких странах выгоднее всего будет заправиться. Например, в Беларуси, Польше и Сербии, бензин дешевле, чем в Словакии и Венгрии.
- Обязательно покупайте виньетки! Для некоторых стран, например, Австрии, Словакии и Венгрии, оплату дорог можно провести заранее онлайн (на этом сайте для Австрии, здесь для Словакии и здесь для Венгрии). Если вы приобретёте электронную виньетку заранее, вам не придётся беспокоиться об этом при въезде в страну и разыскивать соответствующие пункты продажи.
Виньетка — наклейка на лобовое стекло, которая свидетельствует о том, что вы оплатили проезд по местным дорогам. Сейчас всё больше стран переходит на электронные виньетки, когда никакой наклейки не требуется, а оплата проезда происходит через интернет. Контроль автомобилей ведётся через камеры наблюдения.
Оплата дорог Хорватии и Сербии происходит по тому же принципу, что и в России: на турникете при въезде выдаётся талон, при выезде талон оплачивается.
Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.
Понравилась статья? Поделитесь ей!
Буду очень благодарна, если вы :
Сайты, которые помогают мне:
Из Польши в Словению
Следующий день путешествия в Черногорию из Москвы на машине отводится пути до Словении. Это самый длинный отрезок в тысячу двести километров. Большим плюсом является шикарное дорожное покрытие, по которому машина не просто едет, а буквально бесшумно скользит. Трасса практически везде двухполосная и заполнена фурами.
Чтобы не плестись за груженым тяжеловозом, нужно внимательнее смотреть на указатели развязок, с помощью которых можно объезжать наиболее загруженные участки дорог. Также туристы советуют заправиться до въезда на территорию Чехии, дабы сэкономить на цене топлива. Рассказывая, как доехать до Черногории, нужно упомянуть о покупке виньетки. Это особый стикер, клеящийся на лобовое стекло в машине и позволяющий проезжать по платным дорогам Евросоюза. Купить его нужно около города Микулов в кассе любой заправочной станции. Лучшим решением будет приобрести сразу несколько стикеров: один для Чехии, и остальные — для Австрии со Словенией. Стоимость виньетки колеблется от 8 до 12 евро за штуку (800-1000 рублей), а срок ее действия — около недели, но дешевле всего обойдется стикер, действующий месяц.
На некоторых форумах можно прочитать, что до границы Черногории удастся доехать и без этого стикера. Но если по дороге такого водителя остановит полицейский, то простыми извинениями он не отделается, а штрафы в Европе высокие. Это тоже нужно учесть любителям сэкономить.
Далее путь продолжается до Вены, следует через Грац к Марибору. Австрийские дороги не имеют ни единого изъяна. Ехать по ним — одно удовольствие. С учетом длительной дороги въезд в Словению может быть уже ближе к полуночи, поэтому важно приобрести виньетку для этой страны заранее, чтобы не искать ее ночью.
С учетом того, что Словения стала членом ЕС не так давно, при пересечении границы можно наткнуться на недействующие и заброшенные посты досмотра. Переночевать можно в Мариборе, а утром выдвинуться в сторону Загреба, предварительно прогулявшись по живописным окрестным территориям. В Мариборе множество отелей, только бронировать номер нужно заранее, так как не все ресепшен работают 24 часа в сутки.
Маршрут на 10 дней
В прошлый раз, в октябре 2018 года, мы перегоняли автомобиль в Черногорию на долгий срок. Поэтому у нас было достаточно времени в запасе на просмотр стран по дороге. На поездку до Черногории из Москвы ушло 10 дней. За это время мы проехали около 3920 км и посетили 6 стран. Но, повторюсь, у нас было предостаточно времени.
А теперь подробно по дням…
День 1: Москва (Россия) — Вдова да (Польша), 1100 км, 12 часов 30 минут (без остановок)
Испугавшись время прохождения границы Беларусь-Польша через основной пункт в Бресте (в интернете многие писали, что потеряли пару часов на этом), мы решили, что поедем через таможенный пункт «Домачево». И не прогадали. Время прохождения границы заняло минут 20.
День 2: Влодава (Польша) — Прага (Чехия), 931 км, 10 часов (без остановок)
Выезд из отеля Влодавы в 10:00, едем по красивой дороге, окруженную полем в сторону Чехии через Люблин и Жешув.
В Польше мы заехали посмотреть на пару часов в Краков и влюбились в него. Ехали до Праги уже в полусумерках и приехали в отель ночью, но дорога сложной также не показалась. Единственное, немного заплутали на съездах с трассы, но это я в Москве постоянно так плутаю.
День 3: осмотр Праги
День 4: Прага (Чехия) — Хевиз (Венгрия), 550 км, 6 часов 30 минут (без остановок)
Выезд из отеля Праги в 12:00 (до этого времени мы успели еще посмотреть пару отдаленных мест в прекрасной Праге).
В Чехии отличная основная дорога, но на ней толком страну не посмотреть. В этот день мы проезжаем транзитом Словакию и доезжаем на самого крупного термального озера в Европе — Хевиз, который находится в Венгрии. Приезжаем также в ночи…
День 5: Хевиз — Будапешт (Венгрия), 220 км, 2 часа 30 минут (без остановок)
В Хевизе мы проснулись отдохнувшими, несмотря на поздний приезд. Свежий воздух и предвкушение трехчасового релакса в самом крупном термальном озере Европы сделали свое дело.
В тот же день мы выехали в Будапешт.
День 6: осмотр Будапешта
Мой вам совет — обязательно посетите Рыбацкий бастион в темное время суток.
День 7: осмотр Будапешта до 12:00 — национальный парк Хортобадь (Венгрия), 155 км, 2 часа (без остановок)
Хортобадь — это старейший природный заповедник Венгрии. Территория степная. Мы здесь брали сафари — наблюдали за серыми венгерским быками в дикой среде и лошадьми местных пород и были в местном «зоопарке». Вывод — Хортобадь на любителя. Многим, может показаться скучным. Но нам понравилось. Ночевали в соседнем городке Хайдусобосло.
День 8: Хайдусобосло (Венгрия) — Нови Сад (Сербия), 400 км, 5 часов (без остановок)
Венгрия — это последняя страна, где действует Шенген. Между странами Шенгенской зоны нет никаких пограничных пунктов. Можно свободно передвигаться. Выезжать из Шенгена — это не то, что въезжать. Поэтому пограничный пункт мы прошли достаточно быстро и отправились покорять просторы прекрасной Сербии.
День 9: Нови Сад (Сербия) — Вишеград (Босния и Герцеговина), 284 км, 6 часов (без остановок)
Вечером восьмого дня мы успели немного погулять по Нови Саду. Очень уютный городок со своей атмосферой. По пути в Боснию на территории Сербии мы успели заехать в Засавицу, где производят ослиное молоко и находится ослиная ферма, посмотреть на домик посреди реки Дрины, а на закате заехать в гости к Эмиру Кустурице в Древнград. В Вишеград доехали уже в ночи. Лучше такого не повторять, потому что ночью стремновато на серпантинах.
День 10: Вишеград (Босния и Герцеговина) — Будва (Черногория), 315 км, 5 часов 30 мин (без остановок)
Это настоящий день Х, который был переполнен восторгом и радостью от проделанной работы. Мы скакали как дети, когда въехали в Черногорию. Это, знаете, состояние сбывшейся мечты.
Правила дорожного движения в Черногории
Правила почти такие же, как и в России. До 90 дней проживания в Черногории Вы можете ездить по национальным правам.
Что касается штрафов, то, особо нарушить нечего при всем желании. Я уже писал, знаков мало, перекрестков тоже. Поэтому, большинство выписанных штрафов касается превышения скорости.
Штрафы умеренные. Например, за превышение скорости штраф 20 евро, за еду по односторонней дороге в неправильную сторону 80 евро. Штрафы оплачиваются в банке или на почте. В некоторых регионах Черногории с полицейскими можно «договориться», в других регионах нельзя, порядок везде разный.
Допустимо не значительное употребление алкоголя, до 0.3 промилле.
При движении обязательно должен быть включен ближний свет. Так же, не забудьте пристегнуться. Правда, я ни разу не встречал, что бы кого-то штрафовали за то, что водитель не пристегнут, но, в теории это возможно. А вот за то, что забыл включить ближний свет, лично я, штрафы платил уже два раза.
При езде по территории Черногории у Вас должен быть знак аварийной остановки, аптечка, цепи, светоотражающий жилет. Удивительно, что в Черногории не требуется возить с собой огнетушитель, никогда не мог понять, в чем логика у такого забавного правила.
Антирадары в Черногории запрещены. Зимняя резина обязательна в период с 15 ноября по 1 апреля, но, только в центральных и северных регионах Черногории. По побережью можно ездить на летней резине, так как, в этом регионе снега не бывает.
Друзья,
Если у Вас остались вопросы по путешествию из Москвы в Черногорию на машине в 2018 году, пожалуйста, задайте их в комментариях. Обязательно отвечу всем. Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях, но, делайте это только в том случае, если она Вам понравилась.
Тонкости дороги из Москвы в Черногорию
1. В Беларуси следите за скоростным режимом. Трасса от Московской границы — Минск — Брест в неплохом состоянии. Много участков, где максимальная скорость для легковых авто — 120 км/ч. Но есть участки, где скорость максимум 100 / 80 / 60. Вот на них стоят камеры. При чем сначала знак 80, потом 60 и сразу камера, поэтому скидывать скорость нужно заранее. Многие — бьют «в зад».
В общем нас в Беларуси останавливало два раза местное ГАИ, спрашивают — «нарушали ли вы скорость режим?», потом идут проверяют по номеру машины камеры. Было сначала 2 нарушения, потом ещё одно.
Оплачивать можно штраф на месте (даже картой). Превышение от 10 до 20 км/ч — 13 белорусских рублей (примерно 400 рублей). Мы смогли оплатить только одно нарушение. Остальные два были не выгружены до конца, и штраф нам не смогли выписать, поэтому мы спокойно уехали дальше.
2. Закладывайте больше времени на прохождение границы в Польшу. Таможню между Беларусью и Польшей проходили на границе Домачево. На этот раз стояли около 3 часов. Очередь просто огромная и достаточно долго все проверяют. И, вроде бы, не совсем сезон ещё… Прошли по Венгерскому шенгену.
3. Платные дороги нужно оплачивать на специальных пунктах. Это в Польше, либо покупать виньетку (Чехия, Словакия, Венгрия). Все это можно сделать картой. Виньетки действуют минимум 10 дней, главное — правильно их прикрепить на лобовое стекло (Чехия). В остальных странах они электронные. Все инструкции есть. Мы покупали виньетки на АЗС, когда въезжали в новую страну.
4. Цена бензина, правда, растёт сильно по мере смены стран. В Черногории она вообще становится выше в 2 раза по отношению к России. Причём, самый дешёвый бензин в России (0,6 евро), а самый дорогой в Черногории (1,41 евро за литр).
5. Самое большое разочарование — нерабочая международная сим-карта от Дримсим. Я возлагала на нее большие надежды… Прошлую — потеряла, пришлось восстанавливать, а в итоге она оказалась бракованной. Мне ее, конечно, предложили заменить в кратчайшие сроки, но мы уже к тому времени подъезжали к Польше…
Если тоже окажетесь без интернета, ловите wi-fi в придорожных кафе. И еще карты Maps.me — это вещь. Зря я их недооценивала.
Достопримечательности по пути в Словению и Черногорию
В Чехии по дороге будет городок Брно, который находится на втором месте после Праги по численности. В нем можно найти достаточно много интересных архитектурных объектов с уникальной историей. Туристы советуют заехать в замок Дитрихштейн в Микулове, а в Оломоуце попробовать местный сыр, который заслужил известность во всей Европе. Разумеется, не стоит упускать возможности посмотреть Прагу, в частности, забраться на Кутна гору и посетить популярнейшую Костницу с черепами.
Проезжая Австрию, стоит остановиться в Вене и Граце, который является наследием ЮНЕСКО. Ну а Хорватия — это Плитвицкие озера и Дубровник (помимо Загреба со Сплитом).
Бюджет поездки (5 и 10 дней)
5 дней:
- Шенгенская виза (делали через визовый центр Венгрии, дали двукратную в чистый паспорт) — 55 евро за 1 паспорт.
- Зелёная карта для авто — 63 евро на месяц (мы делали в Ресо-гарантии, на их сайте есть калькулятор).
- Бензин (95-й, бак 50 литров) — 185 евро (Mazda 3 Sky Active).
- Платные дороги — 16 евро
- Затраты на жилье (без учета жилья в Черногории) — 116 евро (2 чел)
- Итого: 435 евро
10 дней:
- Шенгенская виза (делали через визовый центр Венгрии, дали двукратную в чистый паспорт) — 55 евро за 1 паспорт.
- Зелёная карта для авто — 63 евро на месяц (мы делали в Ресо-гарантии, на их сайте есть калькулятор).
- Бензин (95-й, бак 50 литров) — 480 евро (Mazda 3 Sky Active).
- Платные дороги — 55 евро
- Затраты на жилье (без учета жилья в Черногории) — 285 евро (2 чел)
- Итого: 938 евро
Виза для россиян в Черногорию и остальные документы
Какую визу в Черногорию для россиян нужно оформлять? Между двумя странами существует соглашение, согласно которому граждане Российской Федерации могут пребывать на территории Черногории до тридцати дней без оформления визы. Так как речь в статье идет о путешествии на машине, маршрут которого пролегает через страны Европейского Союза, то дополнительно надо будет подать документы на получение Шенгенской визы. Так как Польша идет первой в списке, то и визу оформлять лучше всего в посольстве Польши.
Вам будет интересно:Как добраться из Кельна в Амстердам: выбор транспорта, расписание движения, билеты, советы и рекомендации туристов
Кроме того, в некоторых странах понадобится предъявить дополнительные документы. Для поездки в Черногорию следует прихватить медицинскую страховку, «зеленую карту» для своего автомобиля, распечатанную бронь отеля в ближайшей стране Шенгенской зоны, через которую пролегает маршрут, а также водительское удостоверение международного образца, о получении которого следует позаботиться заранее.
Прибыв в Черногорию на отдых, россиянин, не пользующийся услугами гостиниц, должен зарегистрироваться в местном ОВД в течение первых 24 часов, а перед отъездом снять себя с учета. В случае проживания в гостинице эту процедуру делает ее администрация. Не стоит забывать перевести часы, ведь разница во времени между Москвой и Черногорией равняется двум часам.
Общие выводы
1. Цена, с одной стороны, кажется большой — особенно, в маршруте на 10 дней. Но, с другой стороны, бензин, зелёная карта, жильё — все это делится на количество человек в авто. Получается, что выгодно ехать от трех человек, учитывая чересчур повышенные цены на авиабилеты в Черногорию в летнее время. По мне, так дело того стоит.
2. Ехать рекомендую только в том случае, если у вас достаточный запас времени (не меньше двух недель, а лучше трех) и вы очень любите кататься на машине.
3. Больше всего понравились Польша и Сербия. А вообще к концу поездки уже забываешь, в какой ты стране.
Текст: Ирина Панина
Подписывайтесь на Ирину в инстаграме и записывайте в ее тур в Черногории с 21 июня по 1 июля 2019 года:
Авторский тур в Черногорию на 10 дней (2-я группа)
Вам также понравится:
О дорогах в Черногории: впечатления и советы тревел-блогера Ирины Паниной
Читайте нас там, где удобно: в телеграме, е, инстаграме, и на яндекс.дзене. И смотрите на ютьюб-канале.
Необходимое оборудование в дорогу
Что еще понадобится в дороге путешественнику, планирующему пересекать границы разных европейских государств? Во-первых, аптечка со всеми лекарствами, которые требуют стандарты ЕС. Во-вторых, огнетушитель с аварийным знаком. Кроме того, в Европе повсеместно используются светоотражающие жилеты, если потребуется непредвиденная остановка на трассе посреди ночи. Жилет должен находиться в салоне, а не в багажнике.
Если у человека стоит в машине антирадар, то перед путешествием его надо удалить, так как это может привести к серьезным проблемам в случае проверки машины полицией. Если поездка намечена с ноября по конец марта, в машине должны быть зимние шины на случай покрытия дороги льдом или сплошным снегом. Резина с шипами в Европе запрещена, а цепи можно использовать только при наличии сплошного льда на дорожном покрытии.
Согласно правилам Евросоюза, лобовое стекло должно пропускать не менее 75 процентов света и быть оборудовано двумя зеркалами заднего вида.
Правила парковки и ПДД Черногории
Самым большим плюсом Черногории для автомобилистов являются свободные парковки на улицах. То есть припарковать автомобиль можно просто на обочине без каких-либо затрат. Безусловно, сначала надо убедиться в отсутствии запрещающего на парковку знака. В стране есть и платные парковки. Они обозначаются предупреждающим знаком.
В основном деньги за парковку могут брать в центральных районах города, где располагается большинство достопримечательностей, поэтому поток туристов с машинами больше. Но можно схитрить, оставив машину, например, в 20 минутах ходьбы в одном из дворов, и прогуляться до центра пешком. Стоимость парковок начинается от одного евро и может доходить до 5 евро за один час (примерно 300 рублей).
Черногорские правила дорожного движения не отличаются от российских, поэтому сложностей на дорогах не возникнет. Однако стоит знать некоторые нюансы. Так, максимально разрешенная скорость в пределах населенных пунктов не должна превышать 50 километров в час. За пределами населенных пунктов можно разгоняться до 90 километров в час. На шоссе и автодорогах ограничения скорости — 100 километров в час, а на автобанах и магистралях разрешается гнать до 130 километров в час.
По поводу алкоголя тут жесткие правила. Это нужно особенно учитывать любителям выпить вечерком в баре. Гражданам, не достигшим двадцати четырех лет, вообще не разрешено садиться за руль, имея в крови алкоголь выше 0 промилле. Для остальных возрастов допускается 0,3 промилле.
Правила ближнего света такие же, как и в России. Он должен быть включен как днем, так и ночью, иначе могут оштрафовать.
Важный пункт — ремни безопасности. Они должны быть и на заднем сидении. Детям, не достигшим 12 лет, находиться в движущемся авто на переднем сидении запрещается. А дети, не достигшие пяти лет, должны ездить в специальных креслах, установленных на заднем сидении.
За рулем категорически запрещено пользоваться мобильным телефоном. Если человеку нужно поговорить во время управления автомобилем, необходимо пользоваться устройством хэндсфри. Если полицейский остановит водителя, который во время движения разговаривает по телефону, штраф будет от 60 евро до 150 (более 11 тысяч рублей). Все выписанные патрулем штрафы необходимо оплачивать в ближайшее время. Данная процедура осуществляется в любом банке.
Дорожная ситуация в Черногории
В стране автомагистрали бесплатные (в отличие от других стран Евросоюза), но тоннель Созина должен оплачиваться. Правда, ценник небольшой — два с половиной евро (примерно 250 рублей). На дорогах Черногории царит атмосфера дружелюбия и вежливости, здесь все стараются соблюдать ПДД, дабы не мешать другим участникам движения.
В некоторых местах на живописные ландшафты можно любоваться со специальных панорамных площадок.
В случае чрезвычайной ситуации звонить надо в полицию — 122, пожарную службу — 123 или скорую помощь — 124.
По Черногории на машине – аренда, дороги, маршруты, парковки и советы для водителей
Я был в Черногории два раза (весной 2014 и зимой 2018 года), объездил около половины страны на прокатных и не только автомобилях, в том числе зимой. Хочу поделиться с вами опытом и отзывами о том, как арендовать автомобиль в этой стране, что нужно знать при езде по Черногории, куда можно поехать. Нюансов немало: качество дорог, правила дорожного движения, полиция, знаки, разметка, парковки и прочее. Все эта информация поможет вам сэкономить время, деньги и нервы.
Содержание статьи:
Стоит ли брать авто напрокат в Черногории?
Я не рассматриваю этот вопрос лично для себя — прожженного автомобильного путешественника 🙂 Знал ранее и убедился сам, что Черногория идеальна как страна для автомобильных путешествий. Нормальные дороги, удаленность красивых мест, отсутствие нормального общественного транспорта, недорогая стоимость аренды авто (от 10 евро в сутки) и топлива (1,25 евро за литр бензина), доступность соседних стран — все благоволит для поездок на машине не только мне, но и многим другим путешественникам.
Если же вы приехали в Черногорию как пакетный турист или для пляжного отдыха, то тут возможны варианты. Можно жить в одном городе, а в другие места ездить на платные экскурсии. Но может так получиться, что стоимость этих экскурсий вместе с трансфером будет выше, чем аренда авто на пару-тройку суток. Ну и ездить в автобусах и больших группах со стандартными маршрутами и скучными гидами — то еще удовольствие. Автомобиль даст несравнимо большую свободу действий и маршрутов. Так что тут имеет смысл оценить и взвесить все «за» и «против».
В Черногории не стоит брать автомобиль в аренду тем, кто чувствует себя неуверенно за рулем, у кого мало опыта и кто боится узких дорог. И особенно зимой. О дорогах и прочих нюансах, которые нужно знать для автомобильного путешествия по Черногории, расскажу подробнее ниже.
Прощаюсь с прокатным Suzuki Vitara у терминала Тивата
Где арендовать автомобиль? Прокатные компании и отзывы
Арендовать машину в Черногории, как и во многих других курортах, можно множеством способов и в разных компаниях. Разделим условно все способы и компании на три части: крупные международные компании, мелкие локальные компании и брокеры. За 11 лет опыта аренды авто я плотно изучил этот вопрос. Расскажу про плюсы и минусы всех этих способов.
Крупные международные компании
Сюда можно включить известные многим Europcar, Hertz, Avis, Budget и прочие. Первое время я брал машины у Hertz, было 4 аренды (Франкфурт, Рим, Милан, Ницца), ни разу не подводил. Хотя негатива в сторону Хертца хватает, если поискать отзывы, особенно в итальянском Хертце. Два раза брал в Европкаре, один раз очень хорошо (аэропорт Мюнхена), а второй раз с негативом (офис в центре Гамбурга). В мюнхенском Avis даже не успел оформить аренду на забронированный авто и сразу получил такой негатив, что пришлось отказаться от них. В общем, с крупными компаниями как повезет. Если попадутся порядочные люди, то нормально. Но ведь эти компании огромные, и в бизнесе заняты очень много людей. Даже на одном и том же рабочем месте могут быть разные люди. На оформлении и отдаче могут быть адекватные, а на приемке могут несправедливо содрать денег.
Позже я пообщался с тремя людьми, которые давно работают в прокатном бизнесе. И все рассказывали, что крупные международные компании – это франшизный бизнес. То есть, не сам Europcar (Hertz/Avis/National и т.п.) открывает офисы и ставит своих людей, а местные компании покупают право пользоваться брендом. В Черногории тоже так, некоторые местные компании работали сами, потом купили франшизу. Получается так, что за качество работ сама головная компания практически не несет ответственности. Если во время аренды случается негатив, обращения в местное подразделение обычно не помогают, а головная компания будет направлять всех в местное. В большинстве случаев проблемы не решаются. Поэтому сотрудники крупных и солидных компаний могут чувствовать себя безнаказанными, обманывать и разводить на деньги. Далеко ходить не надо, форумы пестрят негативными отзывами про любую крупную прокатную компанию, особенно лоукостеров вроде Goldcar.
По стоимости аренды крупные прокатные компании порадовать не могут. Они вынуждены выставлять высокие цены, чтобы соответствовать высоким требованиям, которые диктуются по франшизе. Например, по правилам Europcar, в автопарке должны быть автомобили с пробегом не более 30-40 тысяч километров. Потом они продаются и закупаются новые. Кроме того, нужно соответствовать требованиям по оформлению офисов, пунктов выдачи, документообороту и прочим нюансам работы. Поэтому компании вынуждены устанавливать более высокие цены и навязывать дополнительные услуги, чтобы выжить и заработать. Из-за этого, в том числе, сотрудники некоторых офисов крупных компаний разводят клиентов на выплату денег из залога за повреждения автомобилей, которые уже были до аренды, или которых не было вообще. Особенно этим славятся те же лоукостеры. Стоимость аренды у них может быть копеечной, но скрытых платежей может набраться на солидную сумму.
Местные локальные компании
В Черногории есть множество локальных прокатных компаний с небольшими автопарками. У них, как правило, ниже цены и лучше условия аренды. Например, с ними можно рассчитаться наличными или договориться о каких-то индивидуальных условиях. А еще они сдают в аренду именно тот автомобиль, который бронировался, а не «того же класса», как у международных. В бизнесе обычно заняты одни и те же люди, иногда это семейный бизнес, и отношение к клиентам у них получше, они дорожат репутацией.
Но есть минусы. Начнем с того, что найти не так-то просто. Своих сайтов у них часто нет, или они такого качества, что их не найти в поисковиках. Многим и не нужны свои сайты, они работают через агентов, брокеров и агрегаторов, получают заказы через них. Еще один минус локальных компаний в том, что часто в аренду они сдают машины не новые, с большим пробегом. Например, в Тбилиси мне достался 11-летний Lexus LX460 с пробегом более 150тысяч километров, а в Тивате у двухлетней Suzuki Vitara был пробег более 52тысяч километров. Поэтому стоит проверять состояние автомобилей и просить менять, если машины уж совсем ушатанные.
Агрегаторы и брокеры
Можно считать, что агрегаторы и брокеры – это одно и то же. Это сайты, которые показывают автомобили всех компаний, которые у них зарегистрированы. Можно указать нужные даты и время, и агрегатор выведет все доступные машины в системе. Можно выбрать самый выгодный и удобный вариант.
Агрегаторов тоже можно разделить на глобальные и локальные. Глобальные агрегаторы, типа Economybookings, показывают только крупные компании с большим автопарком и офисами в нескольких странах. Локальные же показывают местные компании.
Самый известный локальный агрегатор в Черногории – это Myrentacar. Его разработали и внедрили русские специалисты, поэтому у сервиса русскоязычный интерфейс и поддержка. Я лично знаком с главным создателем сервиса Кириллом Антошиным. В своем фейсбуке он писал, что собрал в Myrentacar те локальные компании, у которых более выгодные условия аренды и они работают честно.
В декабрьской поездке в Черногорию проверил сервис на себе. Забронировал на сайте Myrentacar.com паркетник Suzuki Vitara. Сутки аренды машины стоят 25 евро. Это низкая цена для такого паркетника! У международных компаний подобный по классу автомобиль будет стоить от 50 евро и выше, а за 25 получится взять только бюджетный автомобиль. Плюс 15 евро взяли за доставку автомобиля в аэропорт Тивата и еще 15 за обратный забор из аэропорта. Можно было сэкономить эту сумму (30 евро), если из аэропорта добраться до Будвы, где есть офисы многих локальных прокатных компаний. Из аэропорта в Будву и обратно ходят междугородние автобусы, но только не от самого терминала, а по шоссе перед терминалом, придется пройтись пешком до ближайшей остановки.
Еще 12 евро (6 в сутки) я заплатил за СуперКАСКО. Дело в том, что базовая страховка в Myrentcar покрывает все повреждения, кроме стекол, колес, днища и ключей. Плюс 2 евро за страховку «зеленая карта», так как я собирался посетить соседнюю Албанию. И еще 4 евро за цепи противоскольжения для колес, чтобы не застрять в снегу в горах, зима же в разгаре. Ну и 80 центов я заплатил за парковку в аэропорту, она небесплатная.
Итого получилось 98 евро за двухсуточную аренду паркетника + 100 евро залога, которые мне вернули после возврата авто. Все платил наличными, хотя можно попросить сотрудников принести карточный терминал. Это я по-королевски закупился, так как собирался в незнакомую страну (Албанию) и еще в горы зимой 🙂 Чаще всего люди берут простой хетчбек и платят только за аренду. Например, компактный хетч Chevrolet Spark на неделю можно взять всего за 77 евро. А на страховке для стекол, шин и ключей можно сэкономить, если купить страховку worldwideinsure. Если хотите сравнить цены локальных и глобальных прокатных компаний в Черногории, или готовы за знакомые бренды и новые автомобили — посмотрите на Economybookings.
Что нужно для аренды?
Черногория — это одна из дружественных России стран. К россиянам здесь достаточно лояльное отношение, в этом числе и по документам. Например, местные прокатчики не просят международные права, достаточно российских. Поэтому набор документов будет стандартный:
- загранпаспорт;
- российские права.
Если что, Черногория входит в список стран, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении, и они должны принимать национальные права. Но лично я сделал себе МВУ и вожу их с собой во все путешествия.
После оформления аренды, прокатная компания, вместе с автомобилем и ключами, выдаст вам следующий перечень документов:
- свидетельство о регистрации автомобиля;
- договор аренды автомобиля с необходимыми отметками;
- страховку «зеленая карта» (если нужен выезд заграницу).
Еще стоит обратить внимание на требования по возрасту и водительскому стажу. Чаще всего прокатчики выдают автомобили тем,
Оплата аренды автомобиля
В большинстве случаев оплата аренды будет по стандартной схеме. Нужна банковская карта, крайне желательно кредитная. Почему именно кредитная я подробно описал в статье «Банковские карты при аренде автомобилей«. На карте, кроме стоимости аренды, заблокируют залог, который вернется после сдачи машины в целости. У некоторых прокатных компаний есть платная опция «Не блокировать залог», можно воспользоваться, если нужно.
Некоторые прокатные компании в Черногории могут вести взаиморасчеты наличными. Во время второго приезда я забыл указать, что хочу оплатить банковской картой, и сотрудник компании приехал на встречу в аэропорт без банковского терминала. Пришлось снимать деньги в банкомате. Залог тоже оставил наличными деньгами, мне его вернули в день возврата автомобиля. Так что читайте правила аренды и обращайте внимание на методы оплаты.
Выезд за границу
Черногория — страна небольшая. Всего за несколько часов можно добраться до одной из трех границ с другими странами — Хорватией и Боснией на севере, Сербией и Косово на востоке и Албанией на юге. Некоторые прокатные компании разрешают выезжать на их автомобилях в эти страны. Но нужно обязательно их предупредить об этом, убедиться о наличии действующей страховки «зеленая карта» и отметки в договоре аренды с разрешением пересекать границы соседних стран. И не забывайте, что в Хорватию нужна шенгенская виза. Зато в Албанию, Сербию и Боснию можно поехать без визы по российскому паспорту до 30 дней. Я на прокатном Сузуки поехал в Албанию, без проблем пересек границу, побывал в Шкодере и пересек всю страну вдоль северной границы. Там очень красиво, особенно на севере, когда начинаются горы и до северной границы с Черногорией. Рекомендую съездить по возможности. Вообще, Албания произвела на меня очень приятное впечатление, теперь хочу посвятить ей отдельное путешествие.
Дороги Черногории
Качество дорог Черногории я бы оценил на 6 или 7 по десятибальной шкале. В большинстве мест, где есть асфальт, дороги ровные, без заметных ям и выбоин. Но еще есть дороги, где асфальта нет. Как правило, это какие-нибудь региональные дороги в деревнях и подъезды к некоторым природным достопримечательностям. Но и там дороги достаточно ровные, на невысоком автомобиле подъехать можно. Если собираетесь в горы зимой, то лучше взять высокий автомобиль. Я брал напрокат Suzuki Vitara вместе с цепями противоскольжения, и мне его хватило, чтобы покататься по высокогорным районам Черногории и Албании, где лежал снег.
Важно знать, что в Черногории нет широких и ровных как стрела автобанов. Я видел широкие дороги по две полосы в каждую сторону только в черте Будвы и Подгорицы. Еще некоторые отрезки крупных шоссе идут в три полосы, чтобы можно было обогнать медленные машины. Все остальные дороги между населенными пунктами – однополосные в каждую сторону. А если заехать в глушь, то там дороги настолько узкие, что двум автомобилям на обычной скорости не разъехаться, нужно заезжать на обочину. Зато на этих дорогах особо интересные места и красивые виды.
Платные дороги и паромы
Почти все дороги Черногории бесплатные. И виньеток покупать не надо. Оплату за проезд я видел только два раза. Самый протяженный тоннель страны — Созина (Sozina) под Скадарским озером, его длина чуть больше 4 километров, и проезд по нему стоит около 3 евро. А еще платил за провоз автомобиля на пароме между двумя берегами Которского залива, недалеко от Тивата. Это если поедете от Будвы в сторону Херцег-Нови и Хорватии, там на пароме можно прилично срезать.
Знаки, разметки и ПДД
При поездках на авто больше всего меня расстраивал скоростной режим дорог Черногории. Чтобы было понятно, о чем речь: ограничений скорости больше 80 кмч я в стране не видел. Да и со скоростью 80 ехать долго не получится. Очень часто даже за пределами городов стоит ограничение 50 кмч, и это при ровной дороге, где можно ехать комфортно и безопасно минимум 70. Дело в том, что дороги в Черногории делались не для высоких скоростей. 90% дорог страны проходят по горным местностям, у них частые и крутые повороты, ширина полос часто меньше, чем в Альпах. Поэтому дорожники перестраховываются, делая такие жесткие ограничения.
В целом, дорожные знаки и разметки Черногории мало чем отличаются от российских. Правила дорожного движения тоже. Нужно учитывать важные особенности:
- пристегиваться в автомобиле всем;
- нужно всегда ездить с включенным ближним светом или дневными ходовыми огнями;
- превышать скорость не более чем на 9-10 км/ч;
- детям до 12 лет нельзя ездить на передних сидениях, а до 5 лет детей нужно сажать в автокресло;
- с 1 ноября по 31 марта машины должны быть на зимней резине + цепи противоскольжения, если собрались ехать в высокогорные районы Черногории;
- включать противотуманки можно только когда плохая видимость;
- не разрешается водить автомобиль в шлепанцах.
Камеры и радары
Заметил, что местные водители нарушают скоростные ограничения как минимум +10 кмч, а иногда и больше. Но надо быть осторожным, чтобы не попасться на глаза полиции. Камер видеонаблюдения в Черногории нет, мне это еще местные говорили. Хотя в паре мест я видел знаки, на которых было предупреждение о скоростных радарах, но самих радаров не замечал.
Парковки в Черногории
Черногория в вопросах парковки — это смесь России и Европы 🙂 В центре городов обычно есть платные парковки со шлагбаумами, где надо при въезде взять талон, а на выезде заплатить фактическое время парковки. Такие стоят около 1 евро за час, парковка аэропорта Тивата стоимость 80 евро в час. У некоторых достопримечательностей могут попросить фиксированную сумму за парковку. Но в целом, на парковки в Черногории уходит немного денег. В Которе мне вообще удалось припарковаться бесплатно у самого входа в старый город. Я сначала ищу бесплатные парковки, и если не найду, то заезжаю на платные. Просто забиваю в Google Maps слово parking и ищу тот, что удобнее. Нарушать правила парковки местные не рекомендуют. Зимой может обойтись, а вот в туристический сезон активно работают эвакуаторы.
Полиция Черногории
Дорожную полицию в Черногории можно увидеть в двух ипостасях. Первая – это автомобили с синими полосами, мигалками и надписью Policija. Все как обычно, в общем 🙂 Они либо ездят по дорогам как все, либо стоят на стреме в разных местах. Говорят, что они могут стоять и мерить скорость движения ручным радаром. Во время движения на авто обращайте внимание на фары встречных машин, в Черногории водители тоже моргают коллегам, если замечают полицию 🙂
В Черногории тоже принято моргать встречным машинам, чтобы предупредить о полицейской засаде
А еще полицейские могут патрулировать на гражданских автомобилях. Они едут за машинами, и если видят нарушение – обгоняют и останавливают водителя. Если черногорский полицейский поймает и выпишет штраф, то платить его придется в банке, полицейские платежи не принимают. Наш гид рассказывал нам, что у русских туристов полицейские забирают права и просят оплатить штраф. Права обратно могут выдать в отделении полиции в обмен на квитанцию с оплаченным штрафом. Гид добавил, что ушлые русские могут отдать права полицейскому и не платить штраф, а по приезде в Россию заявить о пропаже прав и получить дубликат 🙂 Но черногорские полицейские не промах! Они забирают права и сами отправляют их в Россию, чтобы наши полицейские знали о том, что права именно забрали, а не утеряны 🙂 Вот так-то!
Бойтесь серых пассатов за вами, это могут быть скрытые полицейские 🙂
Куда поехать и что посмотреть? Маршруты для автомобильных путешествий
Черногория – очень красивая страна, богатая на достопримечательности. Большая часть из них – природные. Приличная часть территории страны — это горы, поэтому даже в обычных переездах между городами будет достаточно красоты. Но я посоветую несколько локаций и маршрутов именно для автомобильного путешествия, где будут самые крутые виды.
Боко-Которский залив. Вид на этот залив считают одним из самых красивых видов в Европе. Ну, допустим, вид и правда красивый. Рекомендую проехаться по маршруту от городка Цетине до национального парка Ловчен (этот парк сам по себе тоже хорош), потом до места с отметкой на карте Google под названием View of Kotor, а потом вниз по Которскому серпантину к заливу. По пути зайдите в ресторан Nevjesta Jadrana с шикарным видом на залив, попейте чаю или кофе. Я помню этот ресторан, когда он еще только отстроился и не успел открыться.
Национальный парк Ловчен. Очень красивая там дорога наверх, особенно зимой, когда пройдет снег. На самой высшей точке парка есть смотровая площадка с круговым видом. Я до нее не доехал, но множественный эстетический оргазм успел получить уже по дороге 🙂
Вокруг Скадарского озера. Оно большое, и вокруг есть много интересного. Из достопримечательностей, которые многие советуют — монастырь Dajbabe и водопад Niagara. Под озером есть узенькая дорога в горах, которая ведет в винодельню Липовац (Lipovac). Я в вине не разбираюсь, но коллегам местные вина понравились. Если надо возвращаться к морю, времени много и не стемнело — езжайте через горную дорогу M2, а не через платный тоннель Созина (E80).
Каньоны Черногории. Это большой круговой маршрут, на который нужно заложить целый день. А лучше 2-3 дня, чтобы неспешно прокатиться и останавливаться по пути на ночевку. По пути будут каньоны речи Морача и Тара, дорога будет идти узкими серпантинами и поворотами вдоль нависающих скал, по крутому мосту Джурджевича с высотой 150 м, мимо горнолыжных курортов Жабляк и Колашин, по территории высокогорного национального парка Дурмитор с одной из самых высоких вершин Черногории — Боботов Кук (2522 м над уровнем моря), с красивыми озерами и пешеходными маршрутами.
Перевал Жабляк-Плужине. Люблю высокогорные перевалы, особенно узкие и непопулярные. Если будете на севере страны, в районе курорта Жабляк, то прокатитесь по перевалу до местечка Плужине. Дорога очень красивая и высокая, она проходит через множество коротких тоннелей, виды шикарные.
Города Черногории
Ниже список городов, в которые рекомендуют заехать многие. Я побывал только в половине из них. Будву не включил в этот список, так как он мне показался слишком уж
- Котор. У этого города есть небольшой и приятный старый город. Оттуда начинается пеший подъем на полуразрушенную крепость, которая находится на горе. С крепости крутой вид на город и окрестности. Очень рекомендую! У старого города есть платные парковки, но мне повезло, нашел бесплатное место у входа в старый город со стороны гор.
- Пераст.
- Герцег-Нови.
- Цетинье.
- Подгорица — столица Черногории и самый крупный город страны. Сам город расположен на плоскогорье, но вокруг есть холмы и горы. Попробуйте пиццу в итальянских ресторанах города. Наш гид сказал, что местами она вкуснее, чем в Италии. Я проверил, в ресторане Calabria огромная пицца за 7 евро и она очень вкусная! Можно смело брать одну такую на двоих, или на одного поменьше, она стоит 4,5 евро.
Вопросы, отзывы, предложения?
Если у вас есть вопросы по аренде авто в Черногории или по автомобильным путешествиям по этой и соседним странам — задавайте их в комментариях к этому посту. Форма комментариев в самом конце страницы. Также оставляйте отзывы прокатным компаниям и напишите свой опыт аренды авто. Я буду дополнять эту статью по мере появления новой актуальной информации.
Источник https://putevye-istorii.ru/puteshestvie-po-chernogorii-na-mashine/
Источник https://primaconsalt.ru/samostoyatelnye-puteshestviya/chernogoriya-4.html
Источник https://rentcarus.ru/arenda-avto-v-chernogorii/