Содержание

Что такое экотуризм? Современная концепция экологического туризма

Из множества определений экотуризма наибольшее распространение в литературе получили следующие.

«Экотуризм – это природо-ориентированный туризм, включающий программы экологического образования и просвещения и осуществляемый в соответствии с принципами экологической устойчивости». Национальная Стратегия экотуризма Австралии, Департамент туризма, Канберра, 1992.

Международный Союз охраны природы (МСОП) под экологическим туризмом понимает «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местых жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности» (Ceballos-Lascurain, 1993a).

Сходное определение дает Международное общество экотуризма (The International Ecotourism Society): «Экотуризм – это ответственное путешествие в природные территории, которое содействует охране природы и улучшает благосостояние местного населения».

Известно и определение «туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения».

Существует и более простое определение: «экотуризм — это природный туризм, способствующий охране природы» (Всемирный Фонд дикой природы, Boo, 1990).

Итак, отличительные особенности экотуризма заключаются в том, что он стимулирует и удовлетворяет желание общаться с природой, предотвращает негативное воздействие на природу и культуру и побуждает туроператоров и туристов содействовать охране природы и социально-экономическому развитию.

Таким образом, экотуризм является важным компонентом устойчивого развития природных территорий. Несложно заметить, что в основе большинства определений экотуризма содержатся или цель достижения устойчивости, или средства достижения этой цели, будь то «минимизация негативных воздействий на природную и культурную среду», «усиление экономической отдачи на благо охраны природы» или экологическое образование. Поэтому Крег Линдберг (Lindberg et al., 1998) предлагает использовать более простое и общее концептуальное определение: «экотуризм – это устойчивый и природно-ориентированный туризм и рекреация». Устойчивость же в туризме подразумевает положительный общий баланс экологических, социально-культурных и экономических воздействий туризма, а также положительное воздействие посетителей друг на друга. Таким образом, те виды туристической деятельности, которые имеют наиболее высокий суммарный положительный эффект с точки зрения экологии, экономики и социального развития, являются более устойчивыми.

Концепцию экотуризма можно представить в виде набора принципов, применимых к любым видам туризма, связанным с природой, в том числе и достаточно «массовым» (Вестерн, 1993).

Основные принципы экотуризма

1. Путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий – знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой

2. Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды

3. Содействие охране природы и местной социо-культурной среды

4. Экологическое образование и просвещение

5. Участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы

6. Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов

Как этого достичь?

Тур является экологичным, если:

Отличительные особенности экотуризма

Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды

· Не превышаются предельно допустимые рекреационные нагрузки;

· Развитие туризма тщательно планируется, контролируется и управляется;

· Соблюдаются правила поведения, разработанные для посещаемых природных территорий;

· Экологичен транспорт, используемый туристами;

· Мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку, но собирается специальным образом, удаляется с территории и поступает затем на экотехнологическую переработку;

· Привалы, бивуаки и костры устраиваются только в специально оборудованных местах;

· Не допускается покупка сувениров, сделанных из объектов живой природы;

· Грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено;

· Отели, кемпинги, кордоны, хижины, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают нормальное, экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и не обезображивают его облик;

· Эти отели и кемпинги построены из экологически безвредных материалов, их обитатели не расходуют чрезмерно энергию и воду, при этом стоки и выбросы очищаются, иные отходы утилизируются. В идеале, используются «замкнутые» экотехнологии;

· Пища туристов экологически чиста и полезна, при этом в рационе присутствуют местные продукты

Содействие охране природы и местной социо-культурной среды

· Туристическая деятельность обеспечивает источники дополнительного финансирования охраняемых территорий или природоохранных мероприятий;

· Участники туров принимают посильное участие в природоохранной деятельности (волонтеры, детские эколагеря и др.);

· Туристы с уважением относятся к местным культурным традициям, обычаям, укладу жизни, стремятся изучить и понять их;

· Развитие туризма способствует налаживанию сотрудничества ООПТ с местным населением, повышению общественного престижа ООПТ, расширению международных контактов ООПТ

Экологическое образование и просвещение

· Туристы заранее, еще до начала путешествия, получают информацию о природе и правилах поведения в месте проведения тура

· Туристы четко осознают свою ответственность за сохранение природы, следуют правилам поведения на ООПТ

· Туры и экскурсии обязательно предусматривают эколого-познавательный компонент

· Туры проводят квалифицированные гиды-экологи

· Объектами посещения являются интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты

· В программу включается посещение учебных экологических троп, музеев природы и краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и др.

· Туристы знакомятся с местными экологическими проблемами и путями их решения, выполняемыми природоохранными проектами

· Туристы доступными им способами участвуют в решении местных экологических проблем

Участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы

· Преимущественно используется местная продукция и рабочая сила

· Местные жители вовлекаются в туристический бизнес и получают возможность развивать свои традиционные формы хозяйства

· Доходы от экотуристической деятельности получают различные социальные слои и группы (принцип расширения воздействия), при этом сохранение природной среды становится экономически выгодным для местного населения

Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов

· Комплексный подход к развитию туристической деятельности

· Тщательное планирование, мониторинг и управление

· Интеграция экотуризма в местные планы регионального развития

· Тесное сотрудничество организаций различного профиля

· Доходы от туризма не изымаются целиком из местного бюджета, но способствуют его наполнению, поддержке местной экономики.

Современное понимание экотуризма, ориентация на достижение устойчивости как конечного результата во многом заставляют пересмотреть традиционные представления о том, какие виды путешествий являются экотуризмом. При этом традиционные критерии — мотивация путешествующих и объемы туристических потоков — безусловно, важны, но сами по себе не играют определяющей роли. Основной вопрос, который должны задать себе организаторы путешествий в природу: какое воздействие на природную и культурную среду оказывают эти путешествия, к каким последствиям они приводят?

Очевидно, экотуристскими не могут считаться такие путешествия, при которых выполняются лишь отдельные принципы экотуризма, и непосредственным результатом которых не является улучшение охраны природной среды. В работе Цебаллос-Ласкурейна (Ceballos-Lascurain, 1993) приводятся примеры, когда участники некоторых приключенческих туров углубляли свои познания о посещаемых природных территориях, но это еще не гарантировало положительного воздействия их путешествий. Так, количество туристов, приезжающих в Гималаи, с 1965 года увеличилось более чем в 25 раз. Местные жители стали активно вырубать лес на топливо туристам и многочисленным гостиницам. В результате на двух крупнейших охраняемых территориях, Аннапурна и Сагармата, нижняя граница леса поднялась на несколько сотен футов. Хребты, несколько лет назад утопавшие в зарослях рододендронов, превратились в бесплодные пустоши, тропы оказались замусорены, сократились популяции многих зверей и птиц. В другом районе Непала, Кхумбу, местные жители участвовали в туристической деятельности и получали доход. Однако «обратной стороной» этого процесса стало разрушение традиционной культуры и сложившейся системы занятости, социальное расслоение («богатые становились еще богаче, бедные – еще беднее»). Таким образом, хотя посетители считали себя экологическими туристами, на деле они таковыми не являлись, поскольку результатом их посещения стала деградация природы и культурной среды.

Многие путешествия по заповедникам и национальным паркам России, изначально планируемые как экотуристические, также имеют ряд серьезных промахов и недостатков. Например, нередко туристов доставляют к месту проведения тура вертолетами или лодками с бензиновыми моторами, пугающими животных и загрязняющими водоемы. Лишь немногие программы предусматривают активное вовлечение посетителей в природоохранную деятельность. Образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо – чаще экскурсия или тур ориентируется только на демонстрацию достопримечательностей, экзотических «чудес» и «красот» природы, а не на постижение экологических проблем и активное участие в их решении.

В целом, «абсолютно положительных» примеров развития экотуризма не так много не только в нашей стране, но и во всем мире. Скорее, можно говорить об успешной реализации тех или иных конкретных принципов экотуризма. Примеры подобного рода будут приводиться в последующих главах.

Нередко задается вопрос: может ли экотуризм быть массовым, или же это элитарный вид отдыха?

Ранее экотуризм традиционно противопоставляли массовому туризму и определяли как лимитированный и, в некотором роде, эксклюзивный природный туризм. Однако, исходя из современной концепции экотуризма, это не всегда оправдано. Как справедливо замечает Вестерн (Western, 1993), если ограничиться таким узким определением, экономическое и природоохранное воздействие туризма во многих случаях оказывается несущественным. Так, например, участники туров по наблюдению за птицами (бердвочеры, от английского birdwatchers), могут руководствоваться самыми благими природоохранными намерениями. Но, если за сезон их приезжают считанные единицы, это не обеспечит серьезной экономической альтернативы рубкам лесов, экспансии сельхозугодий и поселений. В то же время в более «массовых» видах природного туризма, при условии их продуманной и «грамотной» организации, таится немалый потенциал. Одним из наиболее ярких примеров является национальный парк Амбосели в Кении. За год его посещают более четверти миллиона посетителей. Это приносит в десять раз больше доходов, нежели получало местное племя масаев за счет скотоводства. Доходы от туризма — при условии, что существенная их часть остается в регионе — создают экономические ресрсы для сохранения природных экосистем.

Таким образом, для охраны природы реально значимы не масштабы туризма или мотивация путешествующих, а воздействие, которое оказывает их путешествие. А это в первую очередь определяется тем, как организовано путешествие. Десять посетителей могут нанести больше вреда, чем сто, если их маршрут не надлежащим образом спланирован и организован. В то же время, во многих национальных парках тысячи туристов, которые приезжают на несколько дней, платят взносы за посещение специально оборудованных визит-центров и экотроп, не наносят существенного вреда и обеспечивают доходы для охраняемых территорий и местных жителей. Поэтому, они могут считаться экотуристами в той же степени, что и маленькие группы посетителей, совершающие сложные многодневные походы в дикой природе с рюкзаком за плечами и ночлегом в палатках.

Почему в мире растет популярность экотуризма?

Наибольший объем спроса на природоведческий туризм в странах-поставщиках туристов отмечают в Северной Америке и Западной Европе (прежде всего Германии), а также в Австралии и Новой Зеландии. В некоторых странах большое значение имеет также спрос на природный туризм на внутреннем рынке (например, Таиланд, Индонезия).

На основании опросов туроператоров и туристов, начиная с 1989 года, американские исследователи отмечают как бурный рост количества туров, предпринимаемых с познавательными целями, так и то, что среди них наиболее популярен природный туризм.

По различным оценкам, ежегодно в мире количество экотуристов увеличивается на 7-20%. Таким образом, экотуризм является одним из наиболее быстро растущих секторов мировой туриндустрии.

По мнению американских исследователей, возрастание спроса на экотуризм определяют три главных фактора:

  • общий рост объемов туризма;
  • возрастающая популярность «путешествий со специальными интересами»;
  • подъем общественного внимания к проблемам сохранения окружающей среды.

В свою очередь, общий рост туризма обусловлен ростом населения, возрастанием доходов и занятости, сокращением рабочей недели во многих частях мира, возрастающей глобализацией мировых экономик и обществ.

В основе спроса на «путешествия со специальными интересами» лежит одна важная тенденция. В результате научно-технического прогресса индустриальные страны Запада уже достигли такой стадии, когда “движущей силой экономического роста является не стремление потреблять больше товаров, а желание «живых впечатлений и опыта” (American Demographics, в Ziffer, 1989). Поэтому в последнее время туристы все больше стремятся к такой форме путешествий, которая бы способствовала их личностному росту и обогащению новыми знаниями о природе и человеке.

«Мода» на активный отдых на открытом воздухе, возрастание заботы о здоровье и поддержании физической формы заставили людей пересмотреть свое отношение к тому, как следует проводить отпуск. К этому времени многие традиционные «пляжно-курортные» районы достигли «точки насыщения»; клиентам, стремящимся побыть вдали от городской суеты, туроператоры стали предлагать новые экзотические места и виды отдыха. Отсюда небывалая популярность туров с «образовательным компонентом» – от уроков кулинарии во Франции до «духовных треков» в Тибете.

Подъем внимания к вопросам сохранения окружающей среды – пожалуй, самый важный фактор, обусловивший спрос на экологический туризм за последние десятилетия во многих западных странах. Туристы торопятся увидеть уголки дикой природы, которые, возможно, через несколько лет исчезнут с лица Земли. В последнее время многие из них стремятся не просто быть сторонними наблюдателями, но и внести свой личный вклад в их сохранение. Они признают связь между доходами от туризма и охраной природы, и для них очень привлекательна мысль о том, что их визит содействуют охране уникальных природных уголков или развитию местных поселений. И именно «принимающие» страны могут и должны создать для этого соответствующие возможности и условия.

Взаимосвязь экотуризма и других типов путешествий в природу

Когда Гектор Цебаллос-Ласкурейн в 1983 году ввел термин «экотуризм», существовало (и существует поныне) более 30 в той или иной степени родственных и взаимосвязанных понятий и терминов. Приведем несколько наиболее известных из них и рассмотрим, в чем состоят их общие черты и отличия от экотуризма.

  • Природный туризм (nature tourism, nature-based or nature-oriented tourism) — любые виды туризма, которые непосредственно зависят от использования природных ресурсов в их относительно неизмененном состоянии, включая ландшафты, рельеф, воды, растительность и диких животных (Healy, 1998). В качестве разновидности природного туризма иногда выделяют биотуризм (wildlife tourism) и путешествия в дикую природу (wilderness travel), целью которых могут быть любые объекты живой природы, от отдельных видов до сообществ и биоценозов.

В отличие от туризма экологического, понятие «природный туризм» основывается лишь на мотивации туристов (отдых в дикой природе, знакомство с ней) и характере их деятельности (сплавы, треккинг и т.п.) и не учитывает экологическое, культурное и экономическое воздействие таких путешествий. Поэтому далеко не всегда использование природных ресурсов при таком виде туризма является разумным и устойчивым (достаточно упомянуть такие его виды, как охота, путешествия на моторных лодках и др.).

Таким образом, становится ясным отличие между туроператорами, предлагающими «традиционные» туры в природу, и организаторами туров экологических. Первые не берут на себя обязательств по охране природы или управлению природными территориями, они просто предлагают клиентам возможность побывать в экзотических местах и познакомиться с культурами коренных народов «до того, как они исчезнут». Вторые устанавливают партнерские отношения с охраняемыми территориями и местными жителями, стремятся к тому, чтобы их бизнес вносил реальный вклад в охрану дикой природы и развитие местных поселений в долгосрочной перспективе. Они стараются улучшить взаимопонимание между туристами и местными жителями (Wallace, 1992).

Экотуризм — это комплексная концепция, подразумевающая неистощительное использование и сохранение биоразнообразия для будущих поколений, планирование и управление туристической деятельностью; помимо интересов туристов, он подразумевает достижение общественных целей (Ziffer, 1989). Природный туризм – это не концепция, а конкретные виды туризма, воздействие которых может быть очень различным.

  • Нередко экотуризм связывают с приключенческим туризмом (adventure tourism). Однако экологический туризм не всегда подразумевает приключенческий компонент. С другой стороны, далеко не все приключенческие туры соответствуют экологическим критериям, особенно в аспекте устойчивого использования ресурсов. Так, антиэкологичными могут быть, например, спортивные и сафари-туры, сопряженные с добычей живых трофеев или достижением спортивного результата любой ценой, скажем, использованием срубленных живых деревьев для сооружения переправ.
  • Зеленый сельский туризм, или агротуризм(agrotourism), особенно популярный в США и странах Западной Европы, — отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в удобных крестьянских домах). Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.
  • «Зеленый» туризм (green tourism) подразумевает применение в туристической индустрии экологичных методов и технологий.
  • В немецкоязычных странах прилагательное «экологический» употребляется весьма редко, а в определениях «зеленых» отраслей туризма практически не используется. Там наиболее широкое распространение получил термин «мягкий туризм» («Sanfter Tourismus»), или «экологически и социально ответственный туризм». Этот термин, как альтернативу индустриализованному массовому туризму, предложил в 1980 году Р. Юнгк (R. Jungk). Обычно мягкий туризм противопоставляется жесткому, главной целью которого является максимизация прибыли, по ключевым принципам, свидетельствующим о том, что для мягкого туризма приоритетны не только успешный бизнес, но и забота о культурном благополучии туристских регионов, щадящем использовании и воспроизводстве их ресурсов, минимизация ущерба окружающей среде.

Сопоставление особенностей «мягкого» и «жесткого» туризма по Р.Юнгку

Экологическое образование и экологический туризм

Конституция РФ, ст. 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Из фондов НБ ВолГУ

Эко-ресурсы

Эко-видео

Е.А. Зализняк (Волгоградский государственный университет)

Экологический туризм — самый быстроразвивающийся в мире вид туризма. Он предполагает знакомство с заповедными природными территориями, способствует сохранению окружающей среды, улучшает благосостояние населения. Отличие туризма экологического — в приоритетах туристов, которые стремятся в первую очередь к общению с природой, познанию ее объектов и явлений, активному отдыху на природе. На долю туризма в России приходится порядка 1 % ВВП, в том числе экологический туризм — 0,01 %. Традиционные развлечения и бытовой комфорт отходят на второй план. Это делает охрану природы экономически выгодной. Развитие экотуризма основывается на стремлении свести к минимуму изменение окружающей среды. Из-за меньшего объема необходимой туристической инфраструктуры (отелей и т. п.), из расчета на одного туриста и на каждый рубль прибыли, данный вид туризма характеризуется меньшей ресурсоемкостью.

Согласно Закону Российской Федерации «О туризме» экологический туризм — путешествия, совершаемые с целью экологического воспитания и образования туристов. Однако современность требует вкладывать в понятие экотуризма другой, более широкий смысл. Главная цель экотуриста — не природоведческое образование, а потребление эффектов экологических ресурсов, в том числе и информационных. Экологический ресурс — это свойство естественного баланса компонентов природной среды (животных, растительности, почв, климата, рельефа и т. д.), которое формируется без активного влияния человеческой деятельности. Основной ценностью экологических ресурсов является уникальная природная естественность. Именно она притягивает туристов из городов, где они постоянно ощущают отрицательное воздействие загрязненных воздуха и воды, шума и социальных напряжений.

Одна из особенностей экологического туризма является его устойчивость. Что же означает понятие устойчивости? Оно подразумевает сохранение в целости, во-первых, экологических ресурсов, а во-вторых, традиционного уклада жизни населения в месте организации экотуризма. Такая позиция, с одной стороны, исключает из экотуристских занятий промысловые виды (охота, рыбалка и сбор грибов и ягод с целью заготовки), так как изъятие в большом количестве природных компонентов ведет к нарушению природного баланса и противоречит мотивам экотуристов, а с другой — предполагает создание инфраструктуры, нацеленной не на удовлетворение требований комфортабельного отдыха, а на сохранение природной среды.

Таким образом, для того, чтобы экологический туризм мог оказывать положительное влияние на хозяйство и социальную сферу страны, а также являться реальной возможностью сохранения в целости экологических ресурсов, его понятие должно вбирать три основных аспекта: 1) ориентация туристов на потребление экологических ресурсов,
2) сохранение естественной природной среды,
3) поддержание традиционного уклада жизни населения периферийных регионов.

Можно выделить 5 критериев, которым должен соответствовать экологический туризм. Экологический туризм должен быть:
1) обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;
2) не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде нашего обитания, то есть экологически устойчивым;
3) нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнерства с природой;
4) заботящимся о сохранении местной социокультурной сферы;
5) экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.

В литературе встречаются несколько терминов, относящихся к сфере экотуризма.

Биотуризм — туризм, объектом которого являются любые проявления живой природы, будь то отдельные виды или биоценозы.

Природный туризм — туризм, объектом которого является любая природа, как живая, так и неживая (например, пещеры, горы, водоемы и др.).

Объектами собственно экотуризма могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой.

Все большее распространение получает агротуризм, или агроэкотуризм. Это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведуг сельский образ жизни на фермах и хуторах. Развитие такого вида туризма является актуальным для Волгоградской области. Практически каждое экопутешествие преследует познавательные цели. Объектами познавательного, как и научного, экотуризма становятся отдельные наиболее интересные с точки зрения наблюдения биологические виды. Объектом экотуризма могут стать экзотические растительные сообщества, или биоценозы, например, цветущая летняя тундра и весенняя пустыня. Но чаще туристов привлекают уникальные ландшафты в целом.

При условии грамотного развития экологический туризм может сыграть свою роль в разрешении современного социально-экологического кризиса. Он содействует охране природы и традиционных культур. Возрастающий спрос в этом секторе туризма приводит к созданию новых особо охраняемых природных территорий, в первую очередь национальных и природных парков. Экологический туризм пока не приносит существенного дохода в государственный бюджет. Но для многих территорий экологический туризм может стать отраслью специализации (для решения целого ряда региональных проблем природопользования), представляя конкурентоспособную альтернативу разрушающей природу хозяйственной деятельности. Наша страна обладает обширными территориями с нетронутой природой. Развитие экологического туризма может не только помочь в решении экономических проблем, но и сохранить природную красоту уникальных территорий.

Проблемы и перспективы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму

Корчагина, Г. А. Проблемы и перспективы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму / Г. А. Корчагина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7633/ (дата обращения: 26.11.2021).

Рекреация и экология стали основными проблемами современного общества, вошедшего в новую, экологическую эру, когда ни ученые, ни практики не смогли решить назревшие экологические проблемы. Крайне негативная экологическая ситуация в мире требует от общества особого типа хозяйствования и изменения отношения к подготовке кадров для сфер, профессионально связанных с состоянием окружающей среды.

Россия — одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Обостряют негативное состояние окружающей среды интенсивно развивающаяся экономика, преобладание добывающей промышленности, устаревшие производственные фонды, недостаточный контроль над выбросами от сферы производства. Помимо вышеизложенного, в Российской Федерации отсутствует последовательная система экологического образования и воспитания, формирования экологического мировоззрения, культуры, самосознания, что приводит к преобладанию потребительской психологии у населения, и как следствие к росту экологических проблем государства.

В настоящее время общество испытывает постоянные стрессы и потребность в оздоровлении и укреплении здоровья, то есть в рекреации. Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [8] и Федеральной Целевой Программе (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 гг». [9], восстановление работоспособности населения страны, повышение качества жизни, развитие индустрии отдыха и туризма являются важнейшими задачами государства. Однако, необходимо видеть связь между организацией рекреации и состоянием окружающей среды. По словам Д. В. Николаенко, «рекреация в развитой форме губит самое себя» [7, с. 138], поэтому необходимо рационально осваивать дестинации, и постоянно поддерживать экологический баланс территорий. Эффективное функционирование туристской индустрии в России тесно связано с положительной экологической ситуацией окружающей среды, и становится невозможной в состоянии экологического кризиса.

Рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму позволит готовить работников туриндустрии, обладающих экологической культурой и экологическими знаниями, для организации рекреации населения без нанесения вреда окружающей среде в результате оказания туристских услуг.

Цель настоящего исследования — разработка системы и условий эффективной реализации рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму.

Согласно обновленному ФЗ-273 «Об образовании в РФ» [10], «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г». [8], и Государственной программе «Развитие образования» на 2013–2020 гг. [11], необходимо реформирование всего учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования, с целью повышения качества образования. Необходима актуализация и адаптация существующих образовательных программ, с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний, назревших глобальных проблем, политической, экономической и экологической конъюнктуры.

Современные исследования в области подготовки специалистов по туризму ведутся в рамках выявления наиболее актуальных компетенций будущих работников туриндустрии. В последние годы во всем мире наибольший интерес представляют изыскания по подготовке кадров туриндустрии в рамках устойчивого развития, экологического туризма и рационального использования туристских ресурсов. За рубежом данное направление изучали В. Ламанаускас [16], Г. Дженнингс, С. Кенсбок, У. Качел, Э. Уилсон, Б. Ф. Канзиани, Б. Б. Болей и ряд других, публикующих свои изыскания в официальном журнале Международного общества педагогов по туризму (ISTTE) «Journal of Teaching in Travel and Tourism» [14]. Виктором Т. С. Мидлтоном и Р. Хоукинс была написана книга «Устойчивый туризм» (1998 г.) [15].

Отечественную науку также волнуют современные тенденции туристского образования в ключе устойчивого экологического развития. Так, К. С. Воронова изучала подготовку специалистов Высшего профессионального образования (ВПО) в области туризма к использованию экотуристского потенциала [1], Д. С. Ермаков исследовал устойчивое развитие [2] и формирование экологической компетенции [3], А. Н. Кондрашкин разработал рекреационно-дидактическую модель туристской деятельности для магистров [4], Т. А. Нечаева — формирование геоэкологической компетенции у специалистов по туризму для среднего профессионального образования (СПО) [6], В. Н. Фефелова — формирование управленческой компетенции специалиста по рекреации и туризму [13]. Изучается и советский опыт подготовки кадров в сфере туризма: Ю. В. Копылов исследовал советский опыт подготовки кадров в сфере туризма [5], Е. Л. Пименова анализировала историю становления экологического туризма [12].

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму не изучалась в полной мере, а существующие исследования, даже приняв во внимание связь рекреации и экологии, не развивают данную мысль в полностью. Большинство исследований проводилось для ВПО, в то время как прогноз потребностей в специалистах туриндустрии в разрезе уровня образования, представленный в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 гг» [9], свидетельствует о необходимости подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, обладающих компетенциями в соответствии с конъюнктурой рынка, и согласно требованиям Федерального образовательного стандарта (ФГОС) 3-го поколения.

Реализация рекреационно-экологической подготовки возможна при определении требуемых знаний, умений и навыков (ЗУНов) ведения соответствующей деятельности, установлении содержания компетенций в подтверждении данной системы, и нахождении места рекреационно-экологической подготовки в учебных планах специальности 43.02.10 Туризм. Также в соответствии с ФГОС 3-го поколения необходимо создать условия для реализации практико-ориентированного подхода рекреационно-экологической подготовки, а также согласование полученной программы с рынком работодателей.

ФГОС 3-го поколения, равно как и профессиональный стандарт специалиста по организации и предоставлению туристских услуг, не содержат требования к уровню ЗУНов по экологичной организации рекреационной деятельности. В то время как зарубежные образовательные учреждения выпускают кадры для туриндустрии с присвоением степени магистра, бакалавра и мастера бизнес администрирования (MBA) по устойчивому и экологическому туризму. Следовательно, существует отставание российской системы образования от общемировых тенденций в области устойчивого образования, развития общества и страны в целом.

В декабре 2013 г. Президент Российской Федерации поставил задачу актуализировать ФГОС и образовательные программы с учетом профессиональных стандартов. При разработке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования рекомендовано углубленное изучение профессионального модуля, расширение знаний и умений, предусмотренных ФГОС 3-го поколения, введение в программу профессионального модуля и профессиональных компетенций, расширение практического опыта, дополнение перечня компетенций с учетом требований профессиональных стандартов, а также согласование вышеперечисленного с работодателями. Включение рекреационно-экологической подготовки в учебные планы специалистов по туризму, в рамках дисциплин профессионального блока, позволит заложить основу экологически ответственного ведения профессиональной туристско-рекреационной деятельности. Так, в рамках блока «Технология и организация сопровождения туристов на маршруте», необходимо внести приобретение ЗУНов по способам рационального использования туристских ресурсов, экологичной организации рекреации населения, путем проектирования экологичной рекреации и безопасному сопровождению туристов на протяжении всего тура.

Рекреационно-экологическая подготовка может стать необходимым стандартом профессиональной годности современных специалистов по туризму. В настоящее время туризм во всем мире используется с целью сохранения наследия страны, повышения качества жизни населения и уровня экономического развития. Данного пути следует придерживаться и России. Глобальные экологические проблемы требуют особого рационального подхода к жизнедеятельности, а значит и к уровню и содержанию образовательного процесса для сфер, ответственных за состояние окружающей среды в результате своей профессиональной деятельности.

Рекреационно-экологическая подготовка кадров туристской индустрии позволит организовать технологический цикл обслуживания туриста без ухудшения состояния колоссального рекреационного потенциала Российской Федерации, а также повысит уровень экологической культуры и экологического самосознания населения страны.

1. Ворон ова К. С. Подготовка специалистов в области туризма к использованию экотуристского потенциала Ставропольского края: Автореф. … канд. пед. наук. — Ставрополь, 2011. — 27 с.

2. Ермако в Д. С. Образование для устойчивого развития: содержание, модели, технологии // Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу: тез. докл. XII международн. конф. по экологич. образованию. — Владимир, 2006. — С. 21–29.

3. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. — М.: Изд-во РУДН, 2008. — 159 с.

4. Кондр ашкин А. Н. Профессиональная подготовка специалистов по рекреационному ресурсоведению в туристском вузе: Дис. … канд. пед. наук. — Сходня, 2002. — 212 с.

5. Копыл ов Ю. В. Советский опыт подготовки кадров в сфере туризма: Автореф. … канд. ист. наук. — М., 2011. — 22 с.

6. Нечае ва Т. А. Формирование геоэкологической компетентности при подготовке специалистов по туризму в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Дис. … канд. пед. наук. — СПб., 2014. — 176 с.

7. Нико лаенко Д. В. Рекреационная география: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.

8. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Прави тельства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р// [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

9. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)». Постановление Пр авительства РФ от 02.08.2011 № 644// [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

10. Об Образовани и в РФ. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Постановление Прав ительства Российской Федерации от 15.04.2014 г № 295 г. Москва// [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения 10.03.2015).

12. Пим енова Е. Л. История становления и развития экологического туризма в России на рубеже XX-XXI веков: на примере Удмуртской Республики: Дис. … канд. ист. наук. — Ижевск, 2006. — 204 с.

13. Фефе лова В. Н. Формирование управленческой компетентности специалиста по рекреации и туризму: Автореферат дис. … канд. пед наук. — М, 2010. — 24 с.

14. B. Bynum Bol ey. Sustainability in Hospitality and Tourism Education: Towards an Integrated Curriculum. Journal of Hospitality & Tourism Education. Volume 23, Issue 4, 2011. p. 22–31.

15. Middleton , V. T. C. and Hawkins, R. (1998), Sustainable Tourism: a Marketing Perspective, Butterworth Heinemann, Oxford.

16. Vincentas L amanauskas. Ecology education as an integral component of primary natural science education: some relevant issues// Problems of education in the 21st century. Volume 21, 2010. p. 5–11.

Похожие статьи

Цели и содержание рекреационноэкологической подготовки.

Ключевые слова:рекреация, профессиональная готовность, рекреационноэкологическая подготовка, специалисты по туризму, среднее профессиональное образование, экологоориентированность.

География экологического туризма России | Статья в журнале.

Экологический туризм — это посещение природных территорий, не тронутых антропогенным воздействием, хотя точного и общепринятого определения экотуризма в настоящее время не

В 2002 г. появился документ «Экологическая доктрина Российской Федерации».

Особенности развития экологического туризма России

Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность, местное население, массовый туризм, особый вид туризма, Россия, вид туризма.

Ставропольский край, Российская Федерация, туризм.

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского. Ставропольский край, Российская Федерация, туризм, туристская индустрия, развитие, Россия, въездной туризм, туристский комплекс, государственная поддержка, Северный Кавказ.

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского края.

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний туризм, народное потребление, национальный туристический продукт.

Развитие российского туристического продукта: теория и практика

1. Экологический туризм. В последнее время резко возникала тема спасения, улучшение рекреационного ресурса, т. к

Анализ современного состояния туризма в России. Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток.

Анализ использования биологических ресурсов и их влияние на.

Ключевые слова: региональный туризм, рекреационные ресурсы, экологический туризм, биосферный заповедник.

— стимулирование развития внутреннего и въездного туризма; — развитие социального туризма для групп лиц с ограниченными доходами [5].

Факторы туристской привлекательности и оценка туристского.

Особенности развития экологического туризма России. Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность, местное население, массовый туризм, особый вид туризма, Россия, вид туризма.

экологический туризм, водный туризм, Россия, турист.

Особенности развития экологического туризма России. — отсутствие специалистов в области экологического туризма, а также. Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность.

Источник https://ecotours.ru/blog/novosti-zapovednyh-turov1/chto-takoe-ekoturizm-sovremennaya-koncepciya-ekologicheskogo-turizma

Источник http://lib.volsu.ru/eco/index.php?option=com_content&view=article&id=66:ecologicheskiy-turizm&catid=14:2011-09-15-07-58-59&Itemid=18

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7633/

От adminmoo