Авиабилеты

 

Автопутешествие по Черногории: 5 самых интересных маршрутов

Совместно с сервисом аренды автомобилей в Черногории «Сел и поехал» мы составили 5 автомаршрутов, которые заведут тебя ко всем наиболее зрелищным памятникам природы, культуры и истории этой изумительной страны. Ты можешь выбрать из них один или несколько, а можешь объединить их все в один большой маршрут, который откроет тебе эту волшебную страну во всей красе.

Аренда авто в Черногории

Раз ты кликнул(-а) по заголовку статьи, значит, предпочитаешь передвигаться в путешествии как можно свободнее. Но, как говорили классики, свобода может иметь свою цену. Так что сперва мы решили дать советы, как арендовать авто без неочевидных сборов и бюрократии.

Во-первых, если планируешь поездку только по Черногории и, возможно, по соседствующим странам, нет смысла брать автомобиль в международном прокате. Преимуществ в таком случае нет, а трудностей больше – депозит от €500 и оплата только с помощью именной кредитки.

В местном прокате можно взять авто без предоплаты, а лучшие прокаты предлагают бонусы. У популярного местного сервиса аренды автомобилей «Сел и поехал» есть бесплатное оформление грин-карты (необходимая вещь для поездок на машине за границей), доставка транспортного средства до места твоего проживания или к аэропорту (взять авто можно в Тивате или Будве, а сдать в любом городе Черногории), отмена бронирования и даже навигатор.

Стоимость аренды у хороших прокатчиков как правило начинается от $40 в день, но в «Сел и поехал» мы нашли авто и от $30 долларов в сутки, главное забронировать заранее, лучше всего за пару месяцев.

По приезду для оформления договора нужны национальные права и действующий загранпаспорт. Обязательно осмотри машину, впиши в анкету замечания по внешнему виду, четко укажи в документе дополнительные услуги (к примеру, если собираешься пересекать границу), оплати и прослушай инструктаж. Теперь можно ехать!

ТОП-5 автомаршрутов по Черногории

Маршрут №1: Знакомство с Черногорией

Тиват – Котор – Пераст – острова Святого Георгия и Our Lady of the Rocks – национальный парк Ловчен – Цетине

Продолжительность: 2 дня

Котор

Чтобы освоиться с машиной и привыкнуть к здешним дорогам, попробуй сперва короткий маршрут по побережью Черногории. Пусть по протяженности это будет демоверсией поездки, зато по впечатлениям и достопримечательностям – грандиозный опыт. Путешественники даже говорят, что если у тебя есть только один день в Черногории, стоит посвятить его именно Котору. Так что по прилету бери машину в Тивате (город находится рядом с международным аэропортом) и направляйся к Которскому заливу.

В Черногорию — на машине

Портал Kolesa.Ru всегда рад общению со своими читателями. Особенно, когда им есть чем поделиться с другими автолюбителями. Поэтому, когда в редакцию пришло письмо с предложением опубликовать отчет о поездке из Санкт-Петербурга в Черногорию (и обратно) на автомобиле, автор-путешественник получил утвердительный ответ.

Откуда: Россия, г. Санкт-Петербург.
Куда: Черногория, г. Будва.
Расстояние: 3 300 км.
Маршрут по странам: Россия, Белоруссия, Польша, Словакия, Венгрия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория.
Автомобиль: Peugeot 308 1.6 MT Premium.
Экипаж: 3 человека.
Планируемое время: 8 дней на дорогу (туда и обратно), 10 дней — отдых в Черногории.

черногория фото

На машине в Черногорию. Подготовка

Шенгенскую транзитную визу (25 евро) оформляли в посольстве Польши, т.к. из всех стран только Польша, Словакия и Венгрия входят в Шенгенскую зону (в остальные страны для граждан России виза не нужна). В Польском посольстве Вас попросят написать «сочинение» (на русском языке), почему Вы едете именно через Польшу и маршрут поездки по странам.

Также необходимо иметь документ, подтверждающий наличие забронированного жилья в Черногории. В нашем случае это был ваучер на бронь 2-х комнатных апартаментов в г. Будва. Нашли и забронировали через Интернет (искать лучше на профильных форумах). За 2-х комнатные апартаменты в 10 минутах пешком от моря мы заплатили 25000 рублей на троих. После оплаты, ваучер присылают по электронной почте.

Промежуточные ночёвки были исключительно спонтанными. Нигде заранее ничего не бронировалось.

В любой страховой необходимо будет оформить «Зеленую карту» — страховку (аналог нашего полиса ОСАГО) для свободного проезда по всем странам следования.

Про деньги

Держите хороший запас денег на кредитных карточках, так как евро — официальная денежная валюта только в самой Черногории, в остальных странах деньги свои.

Наличные евро берите мелкими купюрами. Бумажку в 100 евро разменяете только в банке.

В Белоруссии на некоторых заправках (в частности заправках «Лукойл») принимаются российские рубли, но не везде.

Про навигацию

Нам указывали путь навигатор Tibo A1000 с дополнительно установленными картами Восточной Европы (кроме Сербии), две раскладных бумажных карты и атлас автомобильных дорог Европы.

Настоятельно рекомендуем закачать (или докупить) максимально подробные и «свежие» карты для навигатора. Это поможет сэкономить большое количество времени и нервов в пути.

Внимание! Строго соблюдайте скоростной режим! Даже если автомобили с местными номерами будут на него активно плевать, обязательно включайте ближний свет фар в любое время суток и не включайте противотуманные фары без надобности!

На машине в Черногорию. Поездка

День первый. 20 сентября

Старт в 10.00 из Санкт-Петербурга по Пулковскому шоссе через г. Псков на Белоруссию. В Псковской области дороги оставляют желать лучшего, будьте внимательны и строго соблюдайте правила дорожного движения. Сотрудники ДПС встречаются очень часто и в самых разных местах. Проезжаете г. Псков, г. Остров, и г. Опочка. Далее возможны две дороги: через г. Пустошка на г. Невель и, далее через границу в пос. Юховичи на г. Витебск, или через населённый пункт Себеж, далее через границу на г. Полоцк. Дорога во втором случае короче на 100 км, но необходимо будет оплатить проезд через Себежский заповедник (от 250 рублей, в зависимости от типа авто). Проезд через Российско-Белорусскую границу свободный.

Белоруссия. Братская республика отличается, прежде всего, ухоженными трассами. Дороги везде ровные, валяющегося по обочинам мусора вы не увидите нигде, регулярно встречаются уютные места для отдыха. Но есть два предостережения. Во-первых, въезжайте в Белоруссию с полным баком бензина. Заправочные станции по трассе будут встречаться нечасто, и стоимость бензина резко отличается от российского в большую сторону (цена за литр 95-го составляла около 35 российских рублей, а сейчас и того больше). Во-вторых, сотрудников ГИБДД по трассе практически нет (только на подъезде к крупным населенным пунктам), однако не теряйте бдительность: превышение скорости более чем на 20 км/ч — лишение прав! «Договориться» с местными представителями власти можно, но сложно.

Следующий город — столица Белоруссии, город Минск. Прекрасный город, излучающий теплоту и доброту. Если будет время, обязательно задержитесь в нём, погуляйте по Троицкому предместью или в парке Комсомольского озера.

граница беларусь польша

После г. Минска дорога лежит на г. Брест, к Белорусско-Польской границе. Трасса «Минск-Брест» — по сути, платный автобан. Но плата мизерная, а дорога отличная. Именно на этом отрезке пути мы не смогли удержаться от соблазна и «завалили» спидометр нашей 308-ой.

С точки зрения отдыха, у нас было преимущество. В Витебской области у меня есть родственники, которые приютили нас на ночлег. Но в Витебске, Минске или Бресте найти недорогую гостиницу проблем не составит (в том числе и через Интернет), да и по трассе периодически встречаются придорожные мотели.

День второй. 21 сентября

Старт из Витебской области в 9.00. Где-то в обед подъехали к Белорусско-Польской границе. Очередь машин в 20-25, простояли часа три, документы оформили минут за двадцать. В начале пятого въехали в Польшу.

польша

После пересечения польской границы наша дорога вела через г. Люблин в г. Жешув, и далее к границе со Словакией. Дороги в Польше хорошие, но узкие. Трасс как таковых нет, через каждые 5-10 км обязательно встретиться деревушка. Везде всё чисто и аккуратно. Ехали достаточно долго, по правилам: в населённых пунктах — 50 км/ч, вне — 80-90 км/ч. Одной из особенностей дорог является их гладкость. В Польше исчез звук от шин, разговаривать в машине на скорости 90 км/ч можно было шепотом.

Польский — очень забавный язык, большое количество ласкательных суффиксов и звуков «ша» предают ему неповторимый оттенок. Русский язык все понимают, да и польский, в общем, понятен, поэтому с аборигенами мы общались без особых проблем.

Стоит обратить внимание, что в Польше всё работает до 19.00-20.00 часов. Позже всё «вымирает», работают только заправки. На протяжении всего пути в Польше регулярно встречались отели и мотели. Но ночевать было решено в Словакии, чтобы утро начать в новой стране — это было ошибкой!

День третий. 22 сентября. Полночь

Польско-Словацкая граница представляет собой. Fiat Uno 80-х годов выпуска, с двумя пограничниками и амбарной книгой. В неё нас записали и с Богом отправили дальше. Необходимо было подыскать место для ночлега. Это оказалось нелегко. Ночевать в Словакии негде: по дороге нет ни мотелей, ни отелей — только в крупных городах. Волей случая, в ближайшем после границы населенном пункте заговорили с молодым человеком лет 20-ти, который предложил переночевать у него за 30 евро. Делать нечего — согласились! Около 2-х часов ночи подъехали к симпатичному двухэтажному дому. Дверь открыла заспанная мама гостеприимного незнакомца. Парень объяснил ей кто мы и зачем пришли. Женщина проводила нас в гостевую комнату, сонный папа принёс нам подушки и одеяла, показали, где ванная и туалет. В общем, (не за дорого) оказали радушный приём совершенно незнакомым людям. Вот оно — славянское братство! Русский язык понимают, но очень плохо, объяснялись с применением английского и «пальцев».

словакия наш приют

День третий. 22 сентября. 8 часов утра

Двинулись в сторону Венгрии через г. Прешов и г. Кошице. Словакия, мягко говоря, страна небогатая. Смотреть по дороге особо не на что. Почти всю дорогу кукурузные поля. Дороги в Словакии неплохие, но регулярно встречались и разбитые участки асфальта. Машин встречалось мало, поэтому уже к 13.00 мы подъезжали к Словацко-Венгерской границе.

День третий. 22 сентября. 13 часов

Границы между Словакией и Венгрией нет вообще, только брошенный таможенный терминал, который никто не охраняет. То, что Венгрия — страна с более развитой чем Словакия экономикой, видно сразу. Хорошие широкие дороги с асфальтированными обочинами, в большинстве своём ровные. Регулярно встречаются современные заправочные станции, в которых есть даже душевая комната! Трассы достаточно загруженные, но местные водители едут по ним потоком, со скоростью 120-140 км/ч. Движение в таком режиме позволило нам проехать Венгрию очень быстро, без боязни попасться полиции. Благо, что местные водители предупреждают о засадах так же, как и в России. Стоит обратить внимание на особенности обгона в Венгрии. Водитель автомобиля, который решил совершить обгон, включает «аварийку» и смело выезжает на встречную полосу. Автомобиль, который двигается по встречной полосе, перестраивается на обочину, пропуская обгоняющего.

Маршрут по Венгрии выглядел следующим образом: через г. Мишкольц на г. Будапешт, далее по трассе «Е-75» через г. Кечкемет на г. Сегед, и затем, через Сербскую границу в г. Суботица.

В Будапеште хотели задержаться чуть подольше. Проехали через центр города, но ничего особо интересного не увидели, а искать времени не было. Венгры ни на английском, ни на франзуском, ни тем более на русском языке не говорят. Общались «на пальцах»

На всём протяжении пути через Польшу, Словакию и Венгрию регулярно встречаются указатели. Ориентироваться на трассе просто. В городах и населённых пунктах очень выручает навигатор, подсказывая нужный поворот или съезд.

Однако в наш электронный путеводитель по непонятным причинам не установилась карта Сербии. И, надо сказать, что именно дорога по Сербии оставила у нас больше всего впечатлений, причем, как и позитивных так и негативных.

Про бензин

Бензин в Восточной Европе дорогой. Разброс цен (в пересчете) от 1,35 до 1,55 евро за литр 95-го. Некоторые заправочные станции сбивали нас с толку от количества видов топлива: одного 95-го встречалось по 4 вида.

День третий. 22 сентября. 19 часов

Венгерско-Сербская граница представляет собой стандартный таможенный терминал. На границе свободно. Посмотрели ваучер и водительское удостоверение, поставили штампы в паспорта и пропустили. Дорога в Сербии продолжала радовать нас своим качеством: ровная и свободная. После г. Суботица шоссе вело нас к населенному пункту Нови-Сад. Далее есть возможность поехать двумя путями. Первый: не сворачивая с трассы «Е-75» ехать прямо до Белграда, и далее по шоссе «Е-763» до границы с Черногорией. Второй путь более сложный, через Боснию и Герцеговину: от г. Нови-Сад съехать на дорогу №21, пересечь шоссе «Е-70» и двигаться на г. Шабац. Дальше необходимо попасть на дорогу №19 и ехать на запад, через населённые пункты Дуваниште, Лешница, Баня-Ковиляча, и далее вдоль реки Дрины до пограничного переезда через мост в г. Зворнике. В России нам советовали ехать через Боснию и Герциговину. Но, посмотрев на сложность маршрута, и, польстившись качеством шоссе до г. Нови-Сад, мы решили ехать через Белград — это была вторая ошибка! Дело в том, что дорога после Белграда до самого побережья Адриатического моря — это дорога через горы, в то время как путь через Боснию и Герцеговину — в объезд. Но об этом далее.

дорога в горах еще

Сам Белград до сих пор представляет собой большую стройку, видны следы военных событий 1999 года, на улицах много мусора, указателей в городе практически нет (напомню, что карта Сербии в нашем навигаторе отсутствовала). Зато дороги везде идеально ровные. Кое-как мы нашли выезд из города на нужное шоссе Е-763. Темнело. Следующим ориентиром служил г. Чачак. По пути в этот населённый пункт у нас случилась первая встреча с полицией. Нас оштрафовали за включенные противотуманные фары (в пересчете) на 40 евро. Сначала полицейский брать штраф в евро отказывался, но, поняв, что других денег у нас просто нет — отвёл в сторонку, положил деньги в карман и, улыбнувшись, отпустил. Когда стемнело совсем, мы начали въезжать в горный район. Стало закладывать уши. Указатель забортной температуры с +23 опустился до +3 градусов Цельсия.

После г. Чачак дорога лежит в г. Ужице и далее в пос. Приеполе к Сербско-Черногорской границе. Отъехав от Сербской столицы 150 км, мы поняли, что в горах ночевать будет негде. Встречавшиеся горные поселения представляли собой плачевное зрелище. Именно в этот момент, нашим экипажем было принято мужественное решение ехать до конечного пункта назначения без остановок!

дорога в горах

По горному серпантину мы ехали впервые. Испытали всю гамму чувств от дороги. Прежде всего, от красоты и монументальности скал и обрывов в лунном освещении. Отбойники над обрывами встречались раз в сто метров, на каждом третьем повороте лежали венки и цветы. От впрыснутого в кровь адреналина сон прошёл сам собой, концентрация стопроцентная. При скорости 60 км/ч в закрытых поворотах нас ещё умудрялись обгонять туристические автобусы! На границу с Черногорией приехали поздно ночью.

День четвёртый. 23 сентября, 01.15 ночи

На границе с Черногорией, кроме стандартных паспортных процедур, нас попросили оплатить экологический сбор (15 евро) за проезд по заповеднику. Выдали наклейку, которую необходимо было наклеить на лобовое стекло. Горная дорога Черногории ничем особо не отличалась от сербской — всё тот же серпантин, только уже направленный на спуск. На подъезде к г. Подгорица дорога начала выпрямляться. Бензин в Черногории самый дешевый из всех восточноевропейских стран — 1,22 евро за литр 95-го. На рассвете, около 6 часов утра мы проехали г. Цетине — последний ориентир перед конечной точкой маршрута. А когда солнце полностью поднялось из-за горизонта, мы увидели лазурное побережье Адриатического моря и основной центр туристической жизни Черногории — город-крепость Будва.

Для описания достопримечательностей Черногории потребуется отдельная статья, так что оставим это на будущее. Скажу лишь, что эта страна заслуживает того, чтобы в ней хоть раз побывать.

будва

. про обратный путь

Обратим Ваше внимание на одном дне из путешествия в обратном направлении. Мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Возвращались также, до г. Подгорица, только потом следует ехать на г. Никшич и, далее через пос. Плужине к границе по шоссе «Е-762». Никаких проблем на границе не возникло, все документы оформлялись быстро и чётко. Решено было посетить столицу — г. Сараево.

Центр этого города немного напоминает архитектурой родной Санкт-Петербург, особенно в районе набережной реки Миляцки. После посещения столицы нам необходимо было попасть на Боснийско-Сербскую границу в районе г. Зворник. Дорога туда лежит через населённый пункт Власеница и, далее на северо-восток к реке Дрине. До пограничного моста дорога проходит вдоль этой реки, ну а дальше, переехав мост, вы возвращаетесь в Сербию. Сравнив два маршрута на собственном опыте, мы однозначно решили, что более длинный путь через Боснию и Герцеговину оправдан. Горных дорог значительно меньше, крутизна серпантинов более плавная, а значит и средняя скорость выше. Также упал средний расход топлива, который в горах достигал 13 литров на сотню из-за постоянного включения пониженных передач, вплоть до первой.

босния и герцеговина

В Боснии и Герцеговине, на шоссе посреди леса нас второй раз остановила полиция за превышение скорости на 20 км/ч. В пересчёте с местной валюты на евро штраф составил 20 «европейских единиц». Брать в евро также отказались и отпустили так.

. А вот проезжая Польшу на обратном пути, мы превысили скорость аж на 60 км/ч, не заметив знака «Населённый пункт». После 15-ти минутного разговора в машине, отделались «неофициальным штрафом» в 100 евро (официальный был 200 евро). Так что не только наши стражи закона не гнушаются дополнительным заработком.

На машине в Черногорию: итоги

Туда и обратно — 7 126 км за 8 дней. Поездка дала массу впечатлений. Но, обратим Ваше внимание на то, что целью был именно отдых в Черногории, поэтому в большинстве интересных мест по пути следования останавливаться мы не стали, чтобы не терять времени. Водительская и физическая подготовка должна быть на хорошем уровне. Затраты на топливо составили около 1300 евро на троих. Никаких криминальных происшествий за всю дорогу не было. За свою жизнь, здоровье и имущество ни разу волноваться не пришлось.

С точки зрения экономической целесообразности, разницы между путёвкой с билетом на самолет и самостоятельной поездкой на машине нет. Но если вы готовы к приключениям, хотите своими глазами увидеть, как живут люди в других странах, обогатить своё мировоззрение — смело отправляйтесь в путь. Это очень интересно!

Что посмотреть в Черногории — экскурсии, маршруты для прогулок

В прошлый раз я рассказывала вам об отелях и ресторанах Черногории, в которых мы с мужем побывали во время медового месяца. В этом раз поделюсь своими маршрутами для прогулок и расскажу об экскурсиях, которые мы брали.

Что посмотреть в Черногории

Мы с мужем – любители долгих прогулок и активного отдыха, поэтому на пляже лежали немного (и то, скорей, по моему желанию – после подготовки к свадьбе я устала, и мне нужно было просто «отлежаться»).

Пржно и Милочер

В день «нагуливали» около 10 -15 км, которые, за рассматриванием местных красот совершенно не ощущались. Очень рекомендую прогуляться в противоположную от Будвы сторону, мимо пляжа Каменево. Кстати, именно сюда мы ходили загорать, так как в самых Рафаиловичах пляж не вызывал у меня желания прилечь или искупаться. На Каменево намного меньше людей, чистая вода и прекрасный заход в море.

Каменево Черногория

Такая арочка радовала наш взгляд каждый раз, когда мы шли к пляжу Каменево

За пляжем идет тропинка, которая то поднимается вверх на гору (вы можете выйти на трассу), то опять спускается к морю.

Тропинка от Каменево

Тропинка от Каменево

По ней вы дойдете до курортного поселка Пржно – и это, скажу я вам, еще одно место, куда бы я хотела вернуться в Черногории. Старинная рыбацкая деревушка практически сохранила свой первозданный вид – здесь очень мало современных построек и они скрыты от постороннего взгляда. Мощенные улочки, уютные ресторанчики, белые домики с оранжевыми крышами утопающие в зелени и цветах – все настолько мило и душевно, что не хочется это место покидать.

Узкие улочки

Узкие улочки Пржно

Очаровавшись сказочным Пржно, вы и не заметите, как попадете в парк Милочер (где когда-то была построена летняя резиденция королевской четы). В красивой парковой зоне с множеством аллеек можно спрятаться от солнца, а если тенек вам надоест – обязательно прогуляйтесь по Королевскому пляжу.

Экс-резиденция королевской четы, Черногория

Экс-резиденция королевской четы

Королевский пляж

За моей спиной — бывшая летняя резиденция королей, а нынче — шикарный отель

Скупаться там вам не удастся, так как это разрешено только проживающим в шикарном отеле, которым стала та самая королевская резиденция. Но тишина и какое-то невероятное спокойствие, царящее здесь, в этой лагуне – очень умиротворяют. Подумать «о высоком» можно за бокалом вина на террасе ресторана отеля (но будьте готовы к соответствующим королевским ценам). Из всех пляжей Черногории этот произвел на меня очень сильное впечатление.

Королевский пляж, Черногория

От Королевского пляжа до визитной карточки Черногории – острова Свети Стефан – рукой подать. На сам остров посторонних не пускают, но вы можете покупаться на пляже рядом. Что мне не понравилось на самом пляже – огромные белые камни, по которым неудобно ходить. Но виды отсюда – и на Свети Стефан, и на Милочер – просто волшебные.

Свети Стефан

Вид на Свети Стефан

Свети Стефан Черногория

Свети Стефан – был нашей конечной точкой в прогулочном маршруте, отсюда мы возвращались обратно к Рафаиловичам. Но по дороге обратно мы выбирали другие тропинки и улочки – так что маршрут нам никогда не надоедал.

Будва, Могрен и Старый город

От Рафаиловичей мы, конечно же, гуляли и в Будву. Прогулка неспешным шагом мимо Бечичей занимала у нас чуть больше часа. В прошлом году в Будве ремонтировали дорогу, поэтому доступ к тоннелю, через который все идут в город, был практически закрыт. Приходилось идти через гору – из-а этого времени тратилось немногим больше. Надеюсь, в этом году прежний маршрут восстановят.

Отель Черногория

Отель (один из самых больший в Черногории) по дороге в Будву

Будва, ночной вид

В прошлом году 25 пляжей Черногории удостоились международного знака экологического признания «Голубой флаг», который вручается за высокое качество воды и условий отдыха. Звучит солидно, а выглядит — впечатляюще! Каждый пляж в Монтенегро — отдельный райский. Если вы отдыхаете в Будве, обязательно посетите Могрен. Он находится за Старым городом, идти к нему нужно мимо каменного утеса, через грот. Из-за отдаленности от основных туристических мест здесь намного меньше людей, чем на городских пляжах. Золотой песок, тени ветвистых деревьев и стайки рыбок, которых видно в прозрачной воде — за все это Могрен удостоился того самого «Голубого флага».

Дорога к Могрену

Дорога к Могрену

Визитная карточка Будвы

Визитная карточка Будвы

Еще с Будвы мы на катере плыли до острова святого Николы – но поездка эта была скорее «для галочки», так как ничего особенного на острове нет: поэтому, если вам не удастся туда попасть, вы ничего не потеряете.

Вечерний променад по Старому городу в Будве – это уже такой себе must have. Но если гулять не только по главным улочкам (по которым вас в буквальном смысле «несут» туристы), а заглянуть в нелюдные уголки – можно найти много чего интересного. Я, к примеру, в одной из мини-улочек обнаружила балкон, с которого открывается потрясающий вид на море. Поднимитесь также на Ратушу – кроме морских «картинных» видов вы приятно удивитесь интерьерам внутренних помещений.

Мощенные улочки Старого города

Мощенные улочки Старого города

Будва, Старый ГородБудва, Старый Город

Набережная БудвыСтарый Город, Будва

Горная Черногория

В Черногории я брала две классические экскурсии – горную и морскую.

Наверное, не все знают, что Черногория – это не только побережье Адриатического моря, но и горы, где развит горнолыжный туризм (самые популярные курорты – Жабляк и Колашин). А еще коренные черногорцы летом уезжают в горы, подальше от знойной жары, побережье предоставляя гостям. Горную экскурсию я называю отдыхом для экстремалов. А все потому, что несколько часов подряд вы едете на большом автобусе по узенькому горному серпантину, где с одной стороны – скала, с другой – пропасть и горная река.

Черногория каньоны

Вот по такой извилистой дороге мы ехали четыре часа

Мне было страшно просто выглянуть в окно автобуса, а на поворотах сердце «падало в пятки». Я взяла эту экскурсию во время первого посещения Черногории, во второй раз – даже ради мужа, я на этот экстрим не решилась. Ну а любителям пощекотать нервы расскажу, что в самом опасном месте гид останавливает автобус и с улыбкой рассказывает всем туристам, что здесь – самая глубокая пропасть.

Лично мне вознаграждением за все нервы во время пути стал приезд на наш первый пункт маршрута – Мост Джурджевича. И здесь, на высоте 172 метров пропасть меня уже больше не пугала. Наверное, потому, что бирюзовые воды реки Тары, которая, как змейка, вьется между горами, в буквальном смысле зачаровывают. Длина моста – 365 м, а останавливаться и фотографировать эти невероятные виды мне хотелось на каждом шагу.

Мост Джурджевича

Каньон реки Тара

Каньон реки Тара

Каньон реки Тара

После моста Джурджевича мы поехали к Черному озеру, которое еще называют «очами гор». Дело в том, что озеро состоит из двух водоемов, соединенных узенькой протокой. Иссиня-зеленая вода, горные вершины Дурмитора – все это очень впечатляет. Я бы, наверное, провела параллели с Карпатами и Синевиром, но черногорские пейзажи, пожалуй, более впечатляющие.

Черное озеро Черногория

Черное озеро Черное озероЧерное озеро

Лайфхак номер два: в экскурсию часто входит обед, за который нужно дополнительно платить. И если я к подобным вещам отношусь скептически (в виду того, что гиды часто водят туристов в места, где на первом месте – откат, а вкус блюд – дай бог, чтобы был на десятом), то здесь я была приятно удивлена. В небольшом горном ресторанчике нам на выбор предложили два блюда – запеченную форель с овощами или свинину с картофелем. Так вот – рыба была потрясающая! Люди, которые брали мясо, говорили, что давно не ели такой вкусной свинины.

По дороге обратно к Будве (ехали другим маршрутом, где уже не было скал и пропастей – ура!), мы проезжали мимо Скадарского озера. Когда я увидела этот огромный водоем, т о была поражена его мощью и размерами, а чуть позже, посмотрев цифры (его площадь – 390 кв. км, а в зимнее время 530 кв. км), я поняла, что мое удивление было оправданным – все-таки это самое крупнейшее озеро Балканского полуострова.

Скадарское озеро

Скадарское озеро Черногория

Кстати, я заметила один интересный факт: несмотря на размеры озер, парков, рек – все в Черногории дышит каким-то невероятным спокойствием и умиротворенностью. Наверное, дело в самой стране и ее людях – не зря же черногорцев называют одной из самых степенных и неспешных наций в мире (слово «ленивые» мы упустим, хотя сами черногорцы любят пошутить над этой своей национальной чертой).

Котор, Пераст, остров Богородицы на Рифе

От гор – к морю. Морская экскурсия включает в себя все самые интересные города Черногории.

И сразу небольшой лайфхак – если есть возможность, берите экскурсию на деревянном корабле (который с виду напоминает старинный). Он – больше, чем все остальные, у него открытая палуба и на нем, за счет антуража, плыть интересней. Такой корабль – один на побережье, поэтому вы сразу его отличите от других на рекламных проспектах. Цена экскурсии на нем – дороже на несколько евро, но это того стоит.

Прогулка на кораблике по Боко-Которской бухте

Прогулка на кораблике по Боко-Которской бухте

Лайфхак номер три: Если во время горной экскурсии обеды были очень вкусные, то еда на кораблике в который раз подтвердила мою теорию об откатах и вкусе. Поэтому спокойно можете сэкономить 15 евро – вы ничего не потеряете. А перекусить можно будет фастфудом (о котором я уже писала) в одном из городков, куда вы будете заходить.
Первые час-полтора вы будете просто плыть, и слушать гида, который время от времени будет обращать ваше внимание на прибережные строения – цитадели, военные доты и «дачу Лужкова».

Прогулка на кораблике по Боко-Которской бухте

Прогулка на кораблике по Боко-Которской бухте

Прогулка на кораблике по Боко-Которской бухте

Мимо нас — маленькие города…

Первый город, в котором мы пришвартовались – Герцег-Нови. Старинный городок, который, как по мне, нужно осматривать вне экскурсии. Потому что полтора часа – чтобы подняться на самую высокую точку города, а потом спустится вниз вместе с толпой туристов – это «ни о чем». Мы с мужем отделились от группы и просто гуляли по улочкам города.

Вид с самой высокой точки Герцег-Нови

Вид с самой высокой точки Герцег-Нови

Крыши домов Герцег-Нови

Крыши домов Герцег-Нови

Герцег-Нови

Второе место, к которому вы приплывете – это остров Богородицы на Рифе. И ради него стоит терпеть не всегда приятных соседей на корабле и качку. Потрясающее место и потрясающие пейзажи вокруг. Единственный рукотворный остров во всей Адриатике был построен поверх рифа, после того, как моряки из Пераста (городок, который находится рядом) нашли на нем иконку Богородицу, излечившую одного из мужчин. Сейчас на острове находится церковь. И это не просто храм, но также сокровищница и картинная галерея – все богатства на протяжении многих лет собиралось здесь, как дары от прихожан.

Остров Богородицы на Рифе

Остров Богородицы на Рифе

Островок совсем крошечный, а вокруг него – с одной стороны древний Пераст, с другой – Черные горы. Мне кажется, этот пейзаж олицетворяет всю Черногорию – красота, от которой захватывает дух.

Церковь на острове Богородицы на Рифе

Церковь на острове Богородицы на Рифе

Кстати, именно здесь снимались многие фильмы – увидев один раз все воочию, вы точно будете знать, откуда такие кадры в любимых картинах.

И последнее место, куда вас доставит кораблик – это древний Котор. Именно здесь швартуются круизные лайнеры – в городе действительно есть что посмотреть. Не зря он был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как один из самых удачно сохранившихся средневековых городов Адриатического побережья.

Круизный лайнер возле Котора

Круизный лайнер возле Котора

Старый город, окруженный крепостной стеной, начинается практически возле моря и заканчивается высоко в горах – крепостью святого Ивана. К ней ведет извилистая дорожка со ступеньками – преодолеть их – удел выносливых. Но даже если вы и не осилите подъем, вам будет чем заняться в городе. Старинный храм, аутентичные ресторанчики, великолепные обзорные площадки – три часа прогулки пролетают как один миг. Ну а дальше – уже автобус в отель.

Крепостные стены Старого города в Которе

Крепостные стены Старого города в Которе

Старый город, Котор

Миниатюра «Монахи и кот»

Черногория и коты

Напоследок скажу, что Черногорию я люблю за ее живописность, чистое море, демократичность цен. Но в последний свой приезд я заметила, что все эти красоты природы, которые стали визитной карточкой страны, совершенно не берегутся. На общественных пляжах, набережной появляется все больше мусора (более чем уверенна, что львиная доля этих «заслуг» – от наших туристов), очень часто встречаются заброшенные стройки с никому не нужными разбросанными стройматериалами (а вот это уже «заслуга» местных). Еще не так давно Черногория, как сейчас Албания, пыталась показать всему миру свой туристический потенциал, а сейчас, похоже, немного «расслабилась». Возможно, безвиз станет неким мотиватором для Монтенегро – ведь эта страна достойна того, чтобы сюда приезжать снова и снова.

Источник https://tripmydream.com/media/idei-puteshestviy/avtopyteshestvie-po-chernogorii-5-samuh-interesnuh-marshrytov

Источник https://www.kolesa.ru/article/v-chernogoriyu-na-mashine-1-2011-06-18

Источник https://liza.ua/lifestyle/travel/chto-posmotret-v-chernogorii-ekskursii-marshruty-dlya-progulok/

От adminmoo