Море, горы и бесконечное солнце. Автомобильное путешествие в Черногорию

Море, горы и бесконечное солнце. Автомобильное путешествие в Черногорию

В этом году все едут на Балканы, будто они резиновые! Друзья и знакомые выкладывают в социальных сетях привлекательные фото, интернет-порталы публикуют статьи. Так что я со своим вариантом поездки оказался отнюдь не оригинален, хотя идею вынашивал еще с января.

В моем распоряжении были три сентябрьские недели отпуска (невиданная роскошь!), и я решил позволить себе следующий маршрут: проехать через Польшу, Словакию, Венгрию и Сербию в Черногорию, зависнуть у моря на две недели и через те же страны вернуться домой. Я не любитель «промахивать» страну транзитом и, если время позволяет, стараюсь в дороге посетить какие-то интересные места.

Начал подготовку еще зимой. В январе, изучая предложения по сдаче жилья, обратил внимание, что цена уменьшается по мере приближения локации к Албании. Оптимальным вариантом становились окрестности приморского города Бара. Здесь и море с пляжами присутствует, и посмотреть есть что. Выбрал частный отель в пригороде в 500 метрах от моря, с бассейном на территории и кучей положительных отзывов. Забронировал. В результате маршрут на карте нарисовался такой:

Наш экипаж состоял из меня и жены, рабочий график дочери с нашим теперь не совпадает. Так как я единственный водитель, решил «не рвать пупок» и разбил маршрут на отрезки длиной около 500 км. Получилось по три ночевки в каждую сторону. В результате такого неторопливого передвижения у нас оставалось не менее половины дня на осмотр каких-нибудь достопримечательностей.

Люблин (Польша), старт

Выехали привычно до рассвета, в два часа ночи субботы. В шесть утра нас встретил Брест, праздновавший свое тысячелетие…

… а еще через час мы стояли в ПП «Домачево» в очереди на пересечение границы с Польшей.

Прохождение за три часа посчитали вполне оперативным и в полдень уже заселились в простенький отель в Люблине. Передохнув, отправились в старый центр, оставив машину в подземном паркинге торгового центра Vivo как раз напротив старого замка. Вполне уютный Люблин произвел приятное впечатление узкими улочками старого города. На нарядной площади по поводу выходного был устроен фудкорт, играла музыка.

Здесь у нас была запланирована небольшая закупка продуктами в дорогу в недорогом польском супермаркете, а также по просьбе дочери заскочили в IKEA за большой и мягкой плюшевой акулой — звездой инстаграма. Она стала нашим третьим членом экипажа, неизменно вызывающим улыбки у пограничников и просто прохожих.

Хунгароринг (Венгрия)

Планируя следующую ночевку, я понимал, что она будет где-то неподалеку от Будапешта. Я мониторил Booking на тему жилья и вдруг сообразил, что можно заехать в место, где проходят гонки Формулы-1, — Хунгароринг. В этом регионе было много интересных предложений, я выбрал небольшую усадьбу в старинном доме, расположенном среди бескрайних виноградников. Поэтому два последних километра к гостинице тут идут по самой настоящей грунтовке, хозяева предупреждают заранее об осторожности и скорости около 20 км/ч.

Мы покинули Люблин около 6 утра, далее у нас было 130 км по Словакии. Я решил не покупать словацкую виньетку для оплаты местных дорог, так как участок платных трасс составляет около 20 км, а объехать его можно практически без потери времени. Венгерскую же виньетку мы приобрели заранее через интернет (очень удобно) сроком на 1 месяц, так как планировали возврат через эту же страну спустя три недели, стоимость — около 17 евро. Мы быстро «промахнули» Словакию, богатую лесистыми холмами и мотоциклистами (иногда ехали будто в кортеже), и оказались на родине токайского вина и гуляша.

Отель Csókás Birtok Panzió, Borászat és Pálinkafőzde (с ходу не запомнишь) произвел прекрасное впечатление: вышитые подушки, резной буфет, часы с амурчиками на каминной полке…

Замечательная трасса Хунгароринг имеет интересную и довольно долгую историю. Первая гонка на ней прошла еще в 1936 году, а в 1986-м после большой реконструкции здесь впервые прошли соревнования Формулы-1 на территории стран соцлагеря. С этого момента трасса постоянно находится в календаре чемпионата мира. К сожалению, мы прибыли в Мекку любителей королевских гонок в воскресенье около 17 часов, так что у нас практически не было шансов попасть на трибуны. Через одни из ворот мы посмотрели на трассу сверху (там проходила закрытая гонка местного мотоклуба Suzuki), сфотографировались у главного входа…

… залили «гоночного» горючего на заправке при трассе…

… и там же купили сувенирную майку на память о сакральном месте.

Белград (Сербия)

После крепкого сна на деревянной резной кровати и завтрака на старинной террасе мы выдвинулись в сторону Белграда. Платная дорога с разрешенной скоростью 130 км/ч и прохождение границы с Сербией за 20 минут позволили уже в полдень заселиться в нашу квартиру. Сербская часть пути также имела платный отрезок стоимостью около 5 евро, оплата на итальянский манер — берешь талончик, около следующего шлагбаума платишь.

Мы читали несколько нелестных отзывов о Белграде — город скучноват и сероват. Не согласны. Несмотря на жару (+38°), он произвел приятное впечатление. Правда, нам пришлось покрутиться, чтобы поставить машину в центре. Практически везде платные парковки оплачиваются СМС-сообщениями на местных операторов, поэтому мы ставились на крытый паркинг (гараж), здесь стандартная почасовая оплата, можно карточкой, из расчета 100 динар (0,8 евро) в час.

В центре города поражают сохраненные следы натовских бомбардировок, которые произошли во время военного конфликта, приведшего к распаду Югославии в конце прошлого века.

Несмотря на прошедшие годы, тема все еще актуальна: в городе вывешены растяжки с патриотическими лозунгами и портретами погибших, установлены памятные доски.

Прямо мимо главного входа в президентский дворец здесь можно свободно ходить и фотографироваться, люди сидят возле фонтана неподалеку, выгуливают собак и отдыхают.

Собор святого Саввы — один из крупнейших православных соборов в мире и потрясает своим размахом. Сейчас идет внутренняя отделка храма, к осмотру доступны только нижние помещения, раззолоченные и роскошные.

Пешеходная улица Князя Михаила активная, жизнерадостная, полна народом, зависающим в кафе и магазинах.

Улица упирается в Калемегдан — старинную крепость, хорошо реконструированную.

С нее открывается нарядный вид на синий Дунай.

Мы также хотели посетить музей гениального серба Николы Теслы, но в понедельник там выходной.

Городской транспорт Белграда оказался до боли знакомым — троллейбусы производства «Белкоммунмаша» и мазовские автобусы. Обрадовались им как родным.

Бар, Черногория. Приехали

Утро встретило нас в дороге. Наконец-то Черногория, начались живописные горные пейзажи, каменистые склоны, тоннели, дорога пошла петлять, наша скорость порядком замедлилась. Мы также останавливались, чтобы сфотографировать такие непривычные белорусскому глазу ландшафты.

После обеда прибыли в вытянутый вдоль Адриатики Бар.

Наш маленький апарт-отель расположился в одном из пригородов Бара тихой Шушани.

Цена вместе с туристическим сбором (1 евро в сутки с человека) составила 280 евро за 14 дней, вполне разумная, на мой взгляд. За эту сумму мы получили в свое распоряжение что-то вроде маленькой студии с кухней и санузлом, оснащенной кондиционером, спутниковым ТВ (ни разу не включали), холодильником, электроплитой, чайником и прочей кухонной утварью, а также территорией с просторным бассейном, террасой, газоном с гордой пальмой в углу и довольно быстрым интернетом в виде бонуса. К морю вела калитка в углу бассейна. Крутая лестница и наклонная дорожка мимо таких же маленьких отелей выводили метров через 500 к оживленной дороге, променаду и длинному галечному пляжу.

Старый Бар

Шушань сразу понравилась нам, показалась какой-то деревенской и уютной, несмотря на нарядные фасады и активную вечерами набережную. Мы поприветствовали море, отдали должное чистоте воды и красоте береговой линии. Конкретный план на эти две недели в Черногории я не составлял, но заранее в навигаторе наметил много точек для посещения, страна обещала порадовать интересными местами. Решили, как всегда, ориентироваться по погоде, самочувствию и настроению. Далее кратко приведу свои впечатления о тех местах, которые посетили, не углубляясь в историю и полные описания, — в интернете есть огромное количество интересной и профессионально изложенной информации на эту тему.

Утром мы отправились смотреть ближайшую к нам достопримечательность — Старый Бар. Сейчас это музей под открытым небом, он необитаем, и, на наш взгляд, это идет только на пользу сохранности стен. Насчитывающий примерно 2,5 тысячи лет истории город получил свое название от живших здесь древних славян, был частью Византийской империи, Венецианской республики, Османской империи. Часть зданий и старинный акведук были тщательно восстановлены после большого землетрясения 1979 года. Однозначно было интересно полазать по древним руинам. Вход платный, для взрослых — 2 евро.

Морская прогулка

Плавание на небольшом прогулочном судне по маршруту Бар — Сутоморье — Петровац — Будва — Королевский пляж — Бар нам очень понравилось. Услугу предлагают на набережной, стоимость — 12 евро с человека. С учетом остановок в Петроваце на 1 час, в Будве на 3 часа и на Королевском пляже на 1 час прогулка занимает весь день с 8 утра до 6 вечера. Суденышко весело бежит по волнам, есть возможность сделать прекрасные снимки.

Вся прибрежная территория скалистая, есть много бухточек, пещер и островов, рассмотреть которые можно только с воды. И, разумеется, Свети Стефан — эффектный остров-курорт.

В Петроваце и Будве также есть районы «старого города», мощеные старым песчаником. В Будве во время большой прогулки можно полежать на пляже с видом прямо на древнюю башню.

Вам будет интересно  Отдых в Черногории 2021 - наш обзор. Цены, жилье, все включено

Королевский пляж — удивительное место, попасть сюда можно только по морю. Вода кристально чистая, красивого бирюзового цвета. Да и само плавание нам, сухопутным, показалось интересным и забавным.

Национальный парк «Скадарское озеро», Подгорица, Цетинье и Риека Црноевича — это вариант прогулки также на целый день. Скадарское озеро — огромный водоем, крупнейший на Балканском полуострове, 2/3 его находится в Черногории, 1/3 — в Албании.

Один из красивейших видов открывается неподалеку от городка Вирпазара. Здесь также находится винный магазин, в котором продаются в нескольких вариациях традиционные крепкие и терпкие «Вранац» и «Крстач».

После осмотра части огромного озера мы поехали в столицу Черногории Подгорицу. Интересным местом для осмотра по дороге был водопад, как ни странно, Ниагара. Названный по примеру великого американского собрата, на фото в интернете он производил впечатление. Приехав к необычному горному массиву, водопада, к своему разочарованию, мы не обнаружили.

В засушливый летний сезон река обмелела, мы увидели лишь глубокий каньон, пробитый водой. Как говорят местные, сюда стоит ехать в апреле-мае, когда река, наполненная талыми снегами с гор, разворачивается во всей красе.

Побродили и поехали в город.

Подгорице довольно сильно досталось во время Второй мировой. Город активно бомбили итальянцы, мало что уцелело. После войны его переименовали в Титоград, старое название вернулось только в 1992 году. Мы немного погуляли по старой части города, посетили красивейший огромный храм Воскресения Христова . Здесь как раз проходил обряд венчания, звонили колокола. Внутренняя богатая роспись церкви производит мощное впечатление.

Далее, покинув столицу, выбрались на дорогу к населенному пункту со сложным названием Риека Црноевича. Дорога очень живописна, но довольно сложна и опасна.

Склон горы изрезан серпантинами, внизу прекрасные виды, но увлекаться ими не стоит, так как полотно узкое, без отбойников, при этом две легковушки разъезжаются с трудом. Дорога проходит мимо изумительного места, где река делает резкий поворот.

Именно здесь воинственный авантюрист царских кровей Иван Црноевич (отсюда название) заложил дом правителя государства Зета, прародителя Черногории. Теперь в этой исторической точке гостиница. Сам городок колоритен, в былые времена он был довольно развит, здесь был центр рыбацкого промысла и даже завод по производству жемчуга из рыбьей чешуи.

Сегодня в нем проживает около 50 человек, основу их благосостояния составляют туристы. Можно взять экскурсию по реке и Скадарскому озеру, но цены от 40 евро и выше. Мы воздержались, зато с удовольствием прогулялись по берегам, старым арочным мостам и отправились в Цетинье.

Этот город образовался также благодаря активному Црноевичу. Он остановился здесь в XV веке, бежав от турок. Цетинье долгое время считался главным городом Черногории, в конце XIX века он даже официально был провозглашен столицей. Сегодня это довольно тихий город, имеющий статус культурной столицы. Самой знаковой его достопримечательностью является монастырь Рождества Богородицы, довольно известный в этих краях.

Котор

После пары дней пляжного отдыха нам вновь захотелось движения. На этот раз мы выбрали, без преувеличения, жемчужину Черногории Котор. Из Бара туда ведет магистраль, но стоит учитывать, что проходит она сквозь все городки побережья, скорость передвижения вряд ли превысит 50-60 км/ч. Мы оставили машину на платной стоянке возле старого города. Эта часть хорошо сохранилась до наших дней, мы прошли внутрь и попали. в Италию? На самом деле это действительно так, основали старый Котор римляне, назывался он раньше Акрувиум. Затем после четырех веков правления Венецианской республики его переименовали в Каттаро, и лишь во времена Югославии он стал Котором.

Перед воротами старого города можно взять бесплатную карту. Мы прогулялись по нескольким площадям, архитектура которых живо напомнила Венецию. Также Котор называют городом кошек, здесь их действительно великое множество, к туристам они относятся равнодушно и слегка презрительно.

Ну а нам интересно взглянуть на залив сверху, из крепости Святого Ивана. За 8 евро у нас появилась прекрасная возможность вскарабкаться по жаре вверх на 1400 ступеней. Сильно не советую соваться сюда в босоножках на каблуке, вьетнамках и прочей неудобной и скользкой обуви.

Обязательно возьмите с собой воду. Подъем достаточно тяжелый, а бутылка воды, стоящая внизу 1 евро, у крепости продается за 5. Примерно посредине пути находится часовня Спасения Богородицы, многие дальше не идут.

Весь путь занимает примерно час. Наградой взмокшим путникам служат изумительные виды на город и весь Боко-Которский залив.

По дороге из Котора назад можно остановиться на обзорной площадке напротив острова Свети Стефан и осмотреть его также с суши.

Трекинг на Румию

Планируя в Минске наш отдых, я решил сделать небольшой поход в горы. Наметил вершину Боботов Кук. Прихватили снаряжение для трекинга, но, поездив по здешним дорогам, я понял, что вершина расположена слишком далеко, с местным ритмом движения минимум 4 часа в одну сторону. Решили поискать что-нибудь поближе. Ответ оказался совсем рядом, он буквально был виден из нашего окна — местная гора Румия. План составился быстро: едем на машине до монастыря Сергия Радонежского, а оттуда уже есть отмеченная тропа на вершину, подъем длиной около 2 км.

Рано утром, экипировавшись соответственно, выдвинулись в путь. Дорога до монастыря, всего около 20 км, та еще — гравийка, петляющая по склону. Сюда советуют соваться на хороших внедорожниках, желательно в сухой сезон. Впрочем, KIA Rio довольно спокойно ее преодолел.

Тропа обозначена бело-красными точками по камням вдоль всего маршрута. Судя по отзывам в интернете, подъем у неподготовленных людей вроде нас занимает около двух часов. Мы зашли за три. Не гнались за результатом, шли в свое удовольствие, часто отдыхали, фотографировали. Пришлось делать это на телефон, так как здесь вышел первый «косяк» — я забыл в отеле фотоаппарат, пришлось довольствоваться такими снимками.

Дорога идет постоянно вверх по большим камням и щебню, под хорошим уклоном. Палки обязательны! Дополнительная точка опоры всегда пригодится. По пути к нам присоединилась собака, явно местный гид.

Уже выйдя к седлу, мы просто обалдели от открывшихся внизу видов: слева от вершины раскинулся наш Бар, к горизонту уходила синяя дымка моря.

Справа — гигантский водный массив Скадарского озера, вдалеке виднеется албанский город Шкодер.

Сделав последний рывок, мы взобрались на вершину к главной интересной точке — храму Святой Троицы.

Воздвигнут он на месте старого храма, разрушенного еще турками. В 2005 году каркас целиком отлили из металла и водрузили на гору с помощью вертолета. С тех пор верующие совершают крестный ход и приносят с собой по камню, их так и называют — камни покаяния. Камней накопилось много, церковь обложена со всех сторон.

После перекуса (хвостатый гид получил свой гонорар холодным мясом) начали спуск. Пару раз поскользнулись на массе поехавшего под ногой щебня, отделались синяками. Закончилась вода — полутора литров на двоих оказалось маловато, это была наша вторая ошибка. Хорошо, что ниже дорога идет уже в пролеске, в теньке, у тропинки в изобилии растет ежевика — подкрепились ею.

Рискнули постучаться в монастырь, попросить воды. Матушка Феодора не только дала напиться, но и рассказала, что этот монастырь был построен в 2009 году специально для путников, идущих крестным ходом на Румию (в переводе с арабского «румия» — христианка). Ежегодно на праздник Святой Живоначальной Троицы, в середине июня, здесь проходит крестный ход. Все монахини — русские из Перми, живут здесь с момента основания монастыря. Отдохнув, мы попытались предложить для прихода деньги, но нас попросили лишь рассказать о монастыре и священной горе. С удовольствием выполняю просьбу матушки Феодоры. Если кто захочет сюда подняться — заходите обязательно в монастырь, тут рады путникам.

Шкодер

Первоначально я не планировал заезжать в Албанию, но выдался дождливый денек, и, как это часто бывает в горах, буквально в 50 км стояла абсолютно солнечная погода именно на территории Албании. Ну а раз так, то едем к соседям! Шкодер расположен в основании Скадарского озера, он и дал ему название.

Самой главной достопримечательностью является крепость Розафа. Она построена на высоком холме и возвышается над городом. По дороге к крепости можно посмотреть Свинцовую мечеть. Название дал необычный способ укладки камней при строительстве — их крепили между собой раскаленным свинцом. Не самое «здоровое» решение, поэтому мечеть теперь закрыта.

Билеты в крепость Розафа стоят около 2 евро, она очень древняя, первые постройки датируются еще III веком нашей эры. Названа по имени жены одного из строителей, которая, по легенде, дала себя замуровать заживо в стене, — только так боги давали добро на постройку. Виды со стен изумительные. Сама крепость полуразрушена, хотя ее пытаются потихоньку реставрировать.

Спустившись в город, мы пережили «дорожный шок». Во всем городе нет светофоров! В результате трафик напоминает броуновское движение. Снующие во всех направлениях велосипедисты, скутеры и «бессмертные» пешеходы. Выезжающие на «встречку», разворачивающиеся поперек дороги автомобили. Парковка в два-три ряда. Впрочем, довольно быстро начинаешь улавливать в этом подобие системы. Главное условие — предварительно посигналить! Неважно, что ты будешь делать потом, — требуется привлечь внимание. Я читал, что в этом уникальном городе даже проводили референдум на предмет установки светофоров, но население высказалось категорически против.

Как и многие путешественники, мы отметили количество «мерседесов» на дорогах, только на них ездят реальные орлы-албанцы.

В старом центре можно посмотреть несколько мечетей и церквей. Здесь, как и в Черногории, спокойно соседствуют храмы трех конфессий.

Купить местного вина, поклониться памятнику великой албанке — Нобелевскому лауреату матери Терезе.

В местных кафе подают очень крепкий кофе со стаканом ледяной воды. Если останутся леки, потратьте их на фантастически вкусные персики.

Вам будет интересно  В Черногорию на машине: маршруты и другие тонкости

Есть еще одна достопримечательность Шкодера — мост Меси. Засушливое лето не оставило от реки Кир ничего, кроме каменного русла, но по весне здесь настоящий горный поток.

Пещера Липска

Просматривая намеченные к посещению точки Черногории, я отказался от поездки в монастырь Острог. Слишком популярное, натоптанное место, множество туристов и верующих. Хотелось чего-то другого. В горы мы поднимались, по воде плавали, вот под землю еще не спускались, а тут как раз недалеко пещера Липска. Она расположена вблизи города Цетинье. На сайте информация, что экскурсии проводят каждые два часа, стоимость 10 евро с человека. Едем! Чтобы точно попасть в группу, приехали к 10 утра.

«Паровозик из Ромашково» подвез нас ко входу в пещеру. Народу было еще немного. Температура внутри пещеры стабильно держится в районе 12 градусов, надели прихваченные куртки. Внутри все замечательно оборудовано для туристов. Сделаны бетонные дорожки, великолепная подсветка позволяет сделать эффектные фото.

Девушка-гид вела рассказ на английском интересно и доступно. Так как группа получилась небольшая, мне разрешили фотографировать всласть, и я пустил в дело штатив . Экскурсия шла полтора часа вместо часа, гид была явно увлечена предметом экскурсии, живо и забавно рассказывала обо всех красотах пещеры, ее истории и своей работе.

Ульцинь

Это городок на самом юге Черногории. От Бара он находится в каких-нибудь 30 км. Типичное курортное место, но пляжи здесь особенные. Пожалуй, это единственное в стране место с длинными и просторными (19 км) песчаными пляжами. Здесь не нужны тапочки для плавания. Для отдыхающих — мелкий и чистый песок непривычного серого цвета и пологий вход в воду, до буйков практически идешь пешком.

Вволю накупавшись в идеально чистом и теплом море, решили заскочить и в сам городок. В отличие от остальной страны население здесь преимущественно мусульманское. Ульцинь напоминает небольшие турецкие городки.

Встречающиеся в центре надписи «Сервантес» на домах и кафе нас озадачили.

Оказывается, по легенде, когда Османская империя в 1571 году захватила город, одним из пленников был Мигель де Сервантес, великий автор «Дон Кихота». Скорее всего, это лишь миф, так как в автобиографии Сервантеса в качестве места пленения указан Алжир, но жители Ульциня взяли его на вооружение. Мы прекрасно отдохнули, это был наш предпоследний день в этой чудесной стране.

Сербия. В гости к Кустурице

Быстро истекли две недели отдыха в Черногории, и мы засобирались в обратный путь.

Я запланировал пару интересных остановок. Думая, где остановиться в Сербии, я вспомнил о деревне Дрвенград, построенной сербским режиссером Эмиром Кустурицей, — возле нее нашелся хороший вариант ночевки.

Первым интересным местом на обратном пути еще в Черногории стал знаменитый мост Джурджевича.

Это изящная арочная конструкция, которая соединяет два берега каньона реки Тары. Остановились полюбоваться этим инженерным творением. Для любителей экстрима есть зиплайн, на котором по тросу можно перелететь на противоположный берег, ну а мы проехали по старинке автомобилем.

К полудню прибыли к городку Мокра Гора. Именно в его в окрестностях проходили съемки известного фильма «Жизнь как чудо», сегодня тут можно совершить небольшое путешествие по старинной узкоколейке Шарганска осьмица.

Для туристов доступно 13,5 км живописной горной дороги, проходящей через два десятка тоннелей и несколько станций с такими знакомыми любителям творчества Кустурицы названиями.

Билет на поезд стоит около 10 евро на человека, поездка занимает 2,5 часа.

Нас, конечно, больше всего интересовала станция Голубичи.

Именно здесь обитал главный герой картины Лука, и тут по-прежнему все выглядит в точности как в фильме. К нашему счастью, китайские туристы, которые составляли абсолютное большинство пассажиров, вообще не интересовались этой темой, можно было спокойно сделать фото.

А мы, заглянув еще и в Дрвенград, прогулялись по улочкам, носящим знаменитые имена.

И поехали навстречу сербскому колориту в семейный отель на ночевку.

Будапешт

Выехали рано утром, дорога не предвещала сложностей, 500 из 600 км проходят по платным автобанам. Но начальный участок из оставшихся 100 км был самым сложными за всю поездку.

Поднявшись вверх, попали в дождевую тучу, и нам «повезло» поймать сразу три фактора риска: серпантин, ливень и туман. Действуя вместе, они устроили настоящий ад. Видимость — метр за капотом, скользко, узко, резкие повороты. Края дороги не видно, ехали 20 км/ч. Включил все освещение, благо нет никого. Населенные пункты здесь редкие, едва заметные в этом молоке. Весьма эффектно «выступила» фура. Встретился с ней в центре 180-градусного поворота на серпантине. Чтобы вписаться в «шпильку», дальнобойщик вышел на встречную полосу, прямо мне в лоб. Спасли минимальные скорости. Остановились. Чтобы пропустить большой грузовик, пришлось аккуратно откатываться назад в туман. Этот участок (30 км) мы ехали час. Когда пошел спуск и мы выбрались из тучи, накрывшей гору, — испытал небывалое облегчение. Дальнейшая дорога показалась легкой и спокойной, даже три часа на венгерской границе не вывели из себя.

Ближе к вечеру заселились в уютные апартаменты в Будапеште и отправились смотреть роскошную подсветку в центре по берегам Дуная.

Весь следующий день осматривали основные достопримечательности Буды и Пешты: здания королевского дворца и парламента, Рыбацкий бастион, церковь Святого Матьяша и базилику Святого Иштвана, старинный фуникулер. Город необычайно красивый и интересный, дня было, безусловно, мало. Машину оставляли в подземном гараже «Европарка», именно здесь оплата картой, нет «заморочек» с СМС.

Возвращались опять через Люблин. Так как дата выпадала на годовщину свадьбы и день рождения жены, сняли номер в романтичном отеле под названием «Лавандовый дворик».

После хорошего шопинга отпраздновали в тихом особняке за семейным ужином с шампанским. Вечером следующего дня уже часа в четыре были дома, делились впечатлениями о поездке в компании любимых дочери и кошки.

Дороги

Дороги в Черногории считаются одними из самых сложных в Европе. Здесь масса серпантинов и тоннелей. Наиболее простыми для водителя являются трассы с обозначением «М». Но и тут ваша средняя скорость передвижения будет не выше 60-70 км/ч.

На «регионалках» стоит рассчитывать лишь на 30-40 км/ч. Практически везде асфальт. Мне встретился лишь один участок гравейки, но полотно хорошего качества, без ям и трещин. Региональные дороги могут быть очень узкими, на одну машину, с карманами для разъездов.

Такой порядок движения требует полной концентрации и внимательности. Ночью, думаю, сюда лучше не соваться. Полиция встречается редко, в основном на выезде из населенных пунктов. «Ловят» на нарушение правил обгона и скорость. Штрафы от 40 евро и выше, оплата через банк, нас Бог миловал.

Сам автопарк Черногории состоит в основном из 5-15-летних дизельных «европейцев». В регионах довольно много машин марок «Юго» и «Застава» — наследие социалистической Югославии.

Довольно часто встречаются Renault 4 — их в свое время тоже здесь выпускали.

В горных селениях много «Лада-Нива». Новых машин очень мало, изредка встречаются европейские «бюджетники» Fiat Tipo, Dacia Logan и Duster. Столица автобизнеса — город Цетинье. Здесь мы видели целые россыпи автостоянок с машинами на продажу. Ценник за 10-летний дизельный Golf — 7000-8000 евро, Punto можно купить от 4000. Машины в основном из Италии.

В Сербии идет активное строительство платных магистралей. Качество трасс отличное, стоимость от Белграда до границы с Венгрией — 5,5 евро. Остальные дороги тоже вполне приличные.

По Венгрии мы ездили в основном по платным магистралям. Оплата виньеткой. Дороги отличные.

В Словакии наш путь пролегал мимо платных дорог, составлял всего 130 км, качество дорог хорошее, может, чуть хуже новых польских.

Польша — прогресс здесь налицо. Мало того что строятся новые автобаны, так и остальные дороги активно реконструируются. Укладывается свежее полотно, причем качество такое, что машина идет идеально ровно, без раскачки и волн. И это на региональных трассах. После них наша М1 с постоянной тряской и единственной оборудованной стоянкой на 300 км до Минска вызывает некоторое раздражение, про «Белтроля» вообще промолчу.

О нашей машине

Для «Рикса» это было первое действительно дальнее путешествие. Мы проехали 5000 км через шесть стран. Для удобства был установлен автобокс на крышу, в него мы сложили вещи для трекинга, пару складных стульев, пенные коврики .Как ни странно, бокс еще помогал в жару, «забирая» на себя солнце, — так салон меньше нагревается. Багажник машины — для личных вещей и сумки-холодильника. В такой походной конфигурации расход топлива, по данным бортового компьютера, составил 6,3 л на «сотню». Сам автомобиль проехал все путешествие «без сучка без задоринки». Поведение KIA Rio X-Line и на трассе, и на серпантинах стабильное и очень уверенное, без нареканий. Подвеска достаточно мягкая и в то же время энергоемкая, никакой раскачки и «пробоев». Автомобилем я доволен, думаю, что мы с ним еще попутешествуем. Планов — громадье!

Сколько стоило

Впечатления и рекомендации

Что я бы рекомендовал взять с собой с целью экономии и удобства? Пригодились тапочки для плавания (на большинстве пляжей сложный каменистый вход в воду), пенные коврики (вполне комфортно лежать на гальке, стоимость лежаков — от 2,5 до 100 евро в высокий сезон на Королевском пляже), летняя спортивная обувь на нескользкой подошве для посещения достопримечательностей. В сентябре температура днем на солнце доходила до 40 градусов, так что мы активно пользовались головными уборами и солнцезащитными средствами. Если планируете в горы, обязательно берите серьезную обувь и палки для трекинга.

Прилично сэкономить без ущерба для качества отдыха можно , если снять апартаменты с кухней. В местных супермаркетах помимо привычного разнообразия продуктов есть уже готовые блюда, в том числе национальной кухни, их упакуют еще теплыми в термопосуду, останется только выложить на тарелку. На местном рынке изобилие местных деликатесов, сыров, выпечки, фруктов и овощей прекрасного качества, там также можно купить свежевыловленную рыбу и морепродукты, их по желанию почистят и приготовят на гриле. Цена дорадо в таком варианте — 8 евро за килограмм.

Вам будет интересно  Тиват в Черногории и достопримечательности

Фрукты-овощи дешевые, цены в супермаркете показались на порядок ниже наших. Стоимость ужина в местном кафе/ресторане — около 10-20 евро на человека, завтраки — от 3 евро.

Жители Сербии и Черногории часто неплохо говорят по-русски, молодежь свободно общается по-английски. Они показались нам легкими, открытыми, в общей своей массе более религиозными и семейными людьми. На дороге черногорцы резвы и немного бесшабашны в своем скоростном диапазоне до 70 км/ч, при этом на трассе с разрешенными 100 км/ч будут «тянуться» в этом же привычном ритме. Наблюдал на дороге спорные ситуации, однако водители реагировали вполне снисходительно, ни разу не дошло до выяснения отношений, криков и т.д. Очередной раз убедились в дружелюбии и расположении к жителям нашей страны (белорусские автомобильные «номера» в Черногории знают). Во всех курортных городах также много российских туристов.

В общем и целом отдохнуть в Черногории можно как дорого, так и бюджетно. При этом всем без исключения туристам эта прекрасная страна щедро отдает самые главные свои сокровища — чудесное море, яркое солнце, роскошные горы.

Для любителей интересных мест, активного отдыха и автомобильных приключений Черногория просто клад. В будущем я планирую проехать и по другим странам так понравившегося нам Балканского полуострова. Начинаю планировать новые путешествия и желаю всем ровных дорог!

Сергей БЕГАНСКИЙ
Фото автора
Специально для Автобизнеса

11 дней по Черногории

В прошлом году мы пытались попасть в Хорватию, но у нас так и не получилось. А в апреле этого года мы разговаривали с другом и советовали куда бы ему поехать отдыхать с 3-х летним малышом, и Черногория попала в список таких стран. Я много видела фотографий в инстаграме этой изумительной по красоте страны и так загорелась поездкой, что сама решила посмотреть цены на жилье и авиабилеты. Как-то спонтанно было решено ехать туда самим, а не другу 🙂 И чем быстрее, тем лучше. А самым ближайшим свободным месяцем оказался июнь.

Итак, хотелось бы по горячим следам рассказать о нашей Черногории. 🙂

В этом посте расскажу в общих чертах о нашей поездке, какие-либо советы и организационные моменты.

Аренда авто в Черногории

Изначально решили ехать примерно на 10 дней, потому что в следующем месяце еще предстояла поездка и не хотелось задерживаться надолго. Но по билетам получилось в итоге 11 дней (с 6 по 17 июня). Все тревел-сайты советовали взять авто напрокат, чтобы посмотреть много достопримечательностей, чем мы и воспользовались. Мы не любим чисто пляжный отдых, нам больше подходит комбинированный с экскурсиями. С двухлетним малышом, естественно, проще и быстрее путешествовать на машине.

Благо, один из наших знакомых дал рекомендацию компании, где можно было взять напрокат автомобиль. Такой компанией оказалась rentacarfor.me Я почитала отзывы, где-то были хорошие, где-то были нюансы, но мы доверились и забронировали автомобиль через их сайт. Подробнее о нашем опыте аренды тут. Стоимость 482 евро + 200 евро залог, который потом вернули.

IMG_2726

Авиабилеты в Черногорию

Так как мы пользуемся программой S7 Priority и эта авиакомпания осуществляет регулярные рейсы в аэропорты Тивата и Подгорицы, то решили попробовать купить билеты за мили. Получилось только взять за мили обратно, но это тоже плюс — стоимость туда обратно на троих (ребенок был с местом) — получилась 38000 руб. Билеты покупали напрямую с их сайта. А лететь всего 3 часа в одну сторону.

Посмотрите, сколько стоят билеты сейчас в форме справа.

Где остановиться в Черногории?

На самом деле вариантов много. Зависит от ваших желаний и потребностей. Черногория располагает бОльшим количеством хороших апартаментов, чем отелей, которые могут предложить достойный сервис. Для меня лично для отдыха с ребенком были необходимые такие критерии как: наличие зеленой территории, детской площадки, бассейна. Потому я выбрала проживание в отеле Slovenska Plaza. Хотя я видела множество отличных апартаментов.

Отзыв о проживании в отеле Slovenska Plaza — тут. Стоимость составила 1122 евро + 33 евро налог.

IMG_2357

Что касается города — то это, конечно, Будва. Безусловно, там очень много туристов в высокий сезон. Столько, что камню на пляже негде упасть. Но так как мы ехали в июне, я посчитала, что нам повезет. И не ошиблась. В июне стоит прекрасная погода, когда солнце еще не палит во всю силу, и нет наплыва людей. Будва — это достаточно большой город в Черногории, а мне было важно наличие цивилизации, медицины, ресторанов. В тихую деревню было страшно ехать с ребенком. К тому же географическое расположение города позволяет посетить много экскурсий, является удобной отправной точкой для многих маршрутов.

Маршруты на авто по Черногории

Я предварительно читала о самых востребованных экскурсиях по Черногории, и составила список своих, которые мы можем посетить с малышом за 11 дней с перерывом на пляжный отдых. А именно:

  1. Скадарское озеро
  2. Боко-Которская бухта
  3. Каньоны рек Тары и Морача

Последняя рассматривалась по возможности, потому что надо было ехать далеко в горы, не была уверена получится ли. Но в итоге все получилось. И даже потом осталось время на пятую поездку — посещение города Цетинье и горы Ловчен, куда мы поехали спонтанно. И так сформировалось 5 маршрутов (отзывы по ссылкам):

На все экскурсии кроме четвертой ушло по пол дня примерно, этот маршрут занял два дня, но стал одним из самых запоминающихся. Планировали только первые 3 маршрута, в остальные поехали по ситуации.

черногория

В итоге наш отдых продлился 11 дней, из которых 6 дней мы куда-то ездили. Честно говоря, мне все очень понравилось. И страна, и люди, и места, которые нам удалось посетить, ласковое море и солнце, неприступные горы и прозрачные реки, вкусная еда и добродушные люди. Подробный рассказ об этом увлекательном путешествии читайте по тегу Черногория.

На машине по Черногории

На машине по Черногории

Имея в распоряжении автомобиль, можно запросто объехать всю Черногорию и увидеть ее самые красивые места. Ниже мы расскажем, где покататься по стране и как спланировать свой маршрут.

Аренда авто

Если вы хотите проехаться на машине по Черногории в высокий сезон, автомобиль лучше бронировать заранее на местном сайте. В противном случае нужной вам модели может не остаться.

Все фирмы, предлагающие услугу аренды, делятся на две категории: черногорские и международные. Первые имеют более низкие расценки. Единственный минус заключается в том, что на авто, арендованном в черногорской компании, нельзя выезжать за пределы страны.

Дороги

В Черногории преобладают узкие горные дороги, к которым нужно привыкнуть. На многих участках встречаются камнепады. Местами путь пролегает через плохо освещенные тоннели.

Чтобы не иметь проблем с подъемом в горы, желательно брать автомобиль с мощным двигателем. Это касается всех, кто собирается посещать черногорские Национальные парки, расположенные на большой высоте.

Авто маршруты Черногории

Маршрут

Запад

Начинать путешествие по Черногории лучше с западной части страны. В ней преобладают обычные дороги без серпантинных участков и горных тоннелей.

Дорога начинается с Будвы – самого посещаемого черногорского курорта. Старый Город расскажет всю историю этого места.

Котор – следующая точка в нашем маршруте. Ехать до курорта проще через перевал, а не тоннель. Для этого нужно завернуть сразу за стадионом. Вы увидите его при выезде из Будвы.

Чтобы ознакомиться с Котором, достаточно побродить по его улочкам, зайти в пару церквей, а также посмотреть на Которский залив и окружающие его горы со смотровой площадки.

Следующая остановка будет в Перасте. На этом курорте можно прогуляться по Набережной, подняться до церкви святого Николая и доплыть до одного из местных островов на кораблике.

За отдыхом в Перасте следует поездка в Герцег-Нови – самый зеленый и благоухающий курорт Черногории. В нем стоить посетить крепость Шпаньола и монастырь Савина.

Север

Север Черногории примечателен обилием природных достопримечательностей. Первой из них становится Скадарское озеро, впечатляющее своими масштабами и красотами.

Со Скадарского озера можно с легкостью доехать до Подгорицы – столицы страны. В этом городе стоит посетить монастырь Острог и проехаться по мосту Тысячелетия.

Дальше дорога пролегает вдоль каньона реки Морача и одноименный монастырь. Посетив его, можно двигаться на Биоградское озеро и курорт Колашин.

Далее мы едем к Жабляку – самому знаменитому высокогорному курорту страны. Здесь можно подняться на Боботов Кук и осмотреть Черное озеро.

Путешествие на машине по Черногории

Юг примечателен обилием курортных зон и простой дорогой, которая протягивается вдоль морского побережья. Первым в нашем маршруте станет городок Бечичи, в котором стоит посетить любой местный пляж.

Следующая остановка ожидается в Пржно, откуда удобно добираться до острова Свети-Стефан – одной из главных достопримечательностей Черногории. На нем расположен благоустроенный пляж. Прозрачное море здесь отлично подходит для дайвинга.

Далее дорога ведет через Петровац в Сутоморе, Бар и Ульцинь. Все эти городки считаются морскими курортами, предлагающими прекрасные возможности для пляжного отдыха. В Ульцине находится самый крупный пляж страны.

Центр

Дорога до центра Черногории начинается с Будвы и ведет в Цетинье – место, которое понравится любителям старинных крепостей. Добираться до него придется пешком.

Двигаясь дальше, можно увидеть Национальный парк Ловчен. Он находится в красивой горной местности и считается заповедной зоной.

Выделив на Ловчен целый день, вы успеете забраться на его высочайшую точку, посмотреть на Черногорию с высоты, вдоволь насладиться дикой природой и подышать свежим горным воздухом.

Последним пунктом в нашем маршруте станет село Негуши. В нем расположена крепость Гораджа, которая считается одной из самых интересных в стране.

Источник https://www.abw.by/novosti/autotravel/211849

Источник http://mixtones.ru/11-%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8/

Источник https://mymontenegro.org/info/na-mashine-po-chernogorii

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.