Минприроды занялось экотуризмом

Экологи опасаются вреда для природоохранных территорий

Минприроды впервые вводит в российское законодательство понятие «экологический туризм», как говорят в ведомстве, для полноценного развития этого вида рекреационной деятельности в стране. Это позволит возводить на территориях заповедников, нацпарков и заказников объекты инфраструктуры, перечень которых предстоит разработать природоохранному ведомству. Экологи опасаются, что инициатива может обернуться капитальной застройкой природоохранных территорий в угоду интересам предпринимателей. Кроме того, они опасаются потока неконтролируемого туризма, который приведет к губительному воздействию на экосистемы.

Экологический туризм, опасаются скептики, чреват дополнительной нагрузкой на экосистему

Экологический туризм, опасаются скептики, чреват дополнительной нагрузкой на экосистему

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

Экологический туризм, опасаются скептики, чреват дополнительной нагрузкой на экосистему

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

Проект поправок в действующие законы об особо охраняемых природных территориях и о туристической деятельности, разработанный Минприроды «в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на ООПТ» (есть в распоряжении “Ъ”), проходит процедуру оценки регулирующего воздействия в Минэкономики. В пояснительной записке говорится, что в системе природоохранных территорий федерального значения «действует более 350 визит-центров, 100 музеев природы с экспозициями о живой природе и историко-культурном наследии территорий, а также свыше 40 тыс. км экологических троп и маршрутов». В 2018 году общее число посетителей таких территорий превысило 8 млн человек, из них более 6 млн посетителей приняли нацпарки. «Экономический эффект от рекреационных услуг, предоставляемых с использованием имеющейся на ООПТ туристской инфраструктуры, в первую очередь ведет к пополнению региональных и муниципальных бюджетов и увеличению добавленной стоимости регионального туристского продукта»,— говорится в пояснительной записке.

Документ впервые вводит в правовой обиход понятие «экологический туризм», которое сейчас законодательно не закреплено.

Минприроды предлагает считать таковым «туризм в познавательных, рекреационных, оздоровительных целях, осуществляющийся в границах ООПТ, при котором основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению, оказывая на нее минимальное воздействие». Стоит отметить, что в варианте законопроекта, который в конце мая Минприроды опубликовало для общественного обсуждения, планировалось ввести также понятие «познавательный туризм». Однако в проекте, который дошел до Минэкономики, эта норма пропала.

Эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин указывает, что понятие «познавательный туризм» имеет более корректные природоохранные характеристики, в то время как «экологический» подразумевает возможность масштабного воздействия на экосистемы. Председатель комиссии по экологической безопасности подмосковного отделения Русского географического общества Антон Хлынов также выступает против подобной формулировки. По его мнению, объекты туристско-рекреационной инфраструктуры в рамках развития экологического туризма в стране должны располагаться вне ООПТ: «Чтобы посмотреть, например, на зубров в заповеднике, не обязательно для этого строить там инфраструктуру, ее можно развивать на территории сопредельных населенных пунктов».

Почему экологи опасаются изменения границ ООПТ

В первой версии законопроекта речь об экологическом туризме шла применительно только к нацпаркам (отметим, в нацпроекте «Экология», одна из целей которого увеличение на 2 млн количества посетителей ООПТ, говорится о создании инфраструктуры в 32 нацпарках). В новом драфте поправок критерии экологического туризма распространяются также на заказники и заповедники. Так, в последних туризм планируется развивать на «специально выделенных участках». При этом в законопроекте отмечается, что правила его организации, а также перечень разрешенных к возведению объектов Минприроды разработать только предстоит. Аналогичные документы ведомству необходимо будет подготовить также в отношении нацпарков и заказников.

Турпоток может стать неконтролируемым, говорит Михаил Крейндлин, и принести существенный вред природоохранным территориям: «Обязательным условием должна быть разработанная для каждой ООПТ предварительная оценка допустимой рекреационной нагрузки — сколько туристов можно пустить». «Иначе это приведет к печальным последствиям,— предупреждает эколог.— Например, Печоро-Илычский заповедник (Республика Коми) не может уже сдержать поток туристов, которые на вертолете прилетают посмотреть на плато Маньпупунёр». Антон Хлынов подтверждает опасения, что сотрудники дирекций ООПТ могут не справиться с турпотоком: «Для них основное — охрана территории и занятие наукой. Поэтому для сопровождения организованных групп туристов по экологическим маршрутам необходимо рассмотреть вопрос о развитии института гидов экологического туризма, которые должны иметь специальную подготовку».

Как человек меняет планету

В Минприроды “Ъ” заявили, что одной из задач заповедников «является экологическое просвещение и развитие познавательного туризма», которое допускается на специально выделенных участках, «не включающих особо ценные экологические системы и объекты». «Опасения экологов объясняются отсутствием до недавнего времени четких и понятных правил, ограничений и регулирования,— заявили в ведомстве.— Сейчас этот пробел устраняется. Так что, напротив, устанавливаются правила, соблюдение которых будет четко контролироваться». В Минприроды также добавили, что деятельность на ООПТ будет возможна только на специально выделенных участках, а «проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в их границах, никто не отменял».

Экологическое просвещение населения

Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.

Глобальная проблема современности

В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса. Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне. Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере.

последствия загрязнения воды

А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.

Уровень экологического просвещения

Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств.

экологи на реке

Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.

Немного истории

Вопросы экологии интересовали людей с давних времен. Однако только в 20-м в. пропаганда природоохранных мероприятий приобрела свое практическое значение.

Экологическое просвещение исторически прошло несколько этапов. Первый из них взял свое начало по окончании Второй мировой войны. Именно тогда, в 1948 г., возникла новая организация – МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Одной из основных его задач стало распространение знаний о природе, восстановлении и сохранении ее богатств, то есть экологическое просвещение населения. В уставе МСОП по данному вопросу указано, что Союз поощряет и рекомендует любые международные и национальные мероприятия, способствующие сохранению природы во всех частях света и во всех средах (в воде, почве и в лесах). При этом МСОП ставит своей целью распространять новейшие технические и научные достижения в области охраны окружающей среды, а также использовать и широко распространять обширные программы пропаганды и экологического просвещения населения, чтобы общественное мнение глубоко осознало идею необходимости защиты природы. Уже к 70-м годам прошлого века подобная деятельность начала охватывать не только развитые, но и другие страны.

Второй этап в экологическом образовании и просвещении населения начался после того, как такими организациями, как ЮНЕП и ЮНЕСКО, была утверждена международная программа, предусматривающая развитие системы получения знаний в сфере окружающей среды. Произошло это в середине 1970-х.

Третий этап внедрения в массы экологической культуры и просвещения берет свое начало в 80-х гг. В это время идея непрерывного всеобщего природоохранного образования все более активно начала проникать в сознание различных слоев населения. При этом она стала распространяться в развивающихся странах, где еще совсем недавно к просвещению в этой области относились довольно скептически, считая, что проблемы охраны природы существуют только в странах с высоким уровнем экономики.

Стратегия экологического образования

Какие черты характерны для получения знаний в данной области? Экологическое воспитание и просвещение должны осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью программы общего образования.

девочка рассматривает лист

Основные задачи экологического просвещения заключены в сосредоточении населения на практических проблемах. Кроме этого, они призваны помочь осознать ценность окружающей среды, производить содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей.

Образование в рассматриваемой сфере не должно быть формальным. При этом оно должно объединяться с другими программами просвещения.

Разновидности экологического образования

В 70-е-80-е гг. произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Так появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.

Вторая из этих двух систем предусматривает распространение знаний по охране естественной среды планеты, их пропаганду и распространение вне школ и вузов. Основная цель неформального образования в экологической сфере — охватить все слои общества для изменения отношения населения к среде обитания. Это позволит повысить ответственность людей в их взаимодействии с природой, а также даст каждому те знания, которые позволят минимизировать ущерб, наносимый человечеством планете.

Уровни неформального образования

Подобный тип просвещения в сфере отношения людей к окружающей среде разграничен определенными этапами. Это уровни неформального образования, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.Так, распространение знаний в экологической области для детей разного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям сочетается с открытиями соответствующих просветительских центров, с изданием литературы природоохранной тематики и т. д.

Уровни формального образования

Как происходит экологическое просвещение в учебных заведениях? В формальном образовании выделяют 4 уровня. На первом из них осуществляется пропаганда знаний, тематикой которых служат отношения, возникающие между людьми и природой. Все это происходит в границах дошкольного образования. В указанный период дети получают необходимые знания в форме игры, приобретая при этом необходимые навыки бережного отношения к живому.

Второй уровень экологического образования рассчитан на школьников. Учащиеся получают знания о природе на специальных уроках, а также при прохождении программ смежных дисциплин. В этот период внимание концентрируется на практических исследованиях, которые закрепляют изученный материал.

Экологическое образование в рамках третьего уровня реализуется в средних учебных заведениях и в высших. В них:

— студенты посещают особые курсы;

— создаются специализированные факультеты;

— усиливается экологическая тематика традиционных курсов;

— происходит специализация в сфере изучения различных сторон проблемы, касающейся взаимоотношений человека с его естественной средой обитания (научно-техническая, политическая, социально-экономическая и т. д.).

На третьем уровне студенты начинают осознавать потребность в устранении экологической безграмотности тех людей, которые принимают решения политического характера.

преподаватель перед студентами

Четвертый уровень формального образования проходят все лица, повышающие квалификацию на соответствующих курсах специальных факультетов.

Основные задачи

Экологическое просвещение в целом, вне зависимости от его разновидности, призвано:

— воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;

— обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;

— содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;

— ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;

— дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.

Экологическая культура

Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.

экскурсия в лесу

Экологическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.

Роль политических аспектов

Утверждение экологической структуры неизменно вызывает переход от полученных знаний к осознанию. Оно-то и станет основным мотивирующим фактором, определяющим деятельность любого человека.

Особая роль в условиях надвигающегося экологического кризиса отводится исполнительным структурам человеческого общества, особенно политическим институтам. В этом случае изучению в первую очередь подлежат политические аспекты, которые имеют непосредственную связь с глобальной динамикой природных изменений. Происходит формирование особого образования. Оно носит название эколого-политологического. Основной целью такого просвещения является урегулирование решений, принятых органами власти, оказывающих влияние на нарастание мировых проблем окружающей среды.

Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний

К сожалению, пока еще большое количество людей не до конца осознает те проблемы, которые существуют на нашей планете применительно к окружающей среде. Об этом ярко свидетельствуют события, происходящие в последние годы. Среди них вырубка лесов, загрязнение воздуха и т. д. Все это привело к решению проводить экологическое просвещение населения в библиотеке. Ее роль в этом случае сложно переоценить.

полицейский в маске

Почему именно библиотека? Да потому, что она представляет собой целое собрание информационной базы, которой нет ни в одном учреждении культуры. Кроме этого, в библиотеке работают грамотные люди, получившие высшее образование и готовые пропагандировать экологические идеи. Все эти компоненты в совокупности позволяют сделать данное учреждение незаменимым элементом системы природоохранного просвещения.

Основные направления деятельности

План экологического просвещения в библиотеке предусматривает:

— партнерство с теми организациями, которые заинтересованы в развитии природоохранного образования, считая подобное направление престижным и позволяющим сформировать положительный имидж компании;

— работу по комплексным программам и целевым проектам;

— проведение непрерывного экологического просвещения с формированием гражданской позиции при применении индивидуальных и массовых форм работы;

— осуществление научно-методической деятельности, в процессе которой изучаются потребности населения в информации.

Проводимые мероприятия

Несмотря на имеющиеся проблемы, работа библиотек в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной. Это становится возможным благодаря программной деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные игры на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в народных празднованиях, проведение встреч с интересными людьми.

молодые люди с компьютерами

Мероприятия по экологическому просвещению в библиотеках становятся максимально эффективными благодаря тесному сотрудничеству и взаимосвязям с природоохранными организациями, частными лицами и предприятиями. Именно поэтому вся работа координируется с различными специалистами. Это и инженеры-экологи, и специалисты отдела культуры, и сотрудники организаций, занимающихся природными ресурсами и охраной окружающей среды и т. д.

В перечень мероприятий по экологическому просвещению населения включаются:

— познавательные заочные путешествия;

— экологические акции и лектории;

— открытые просмотры документов и литературы, касающихся проблем экологии;

— проведение бесед и круглых столов, выставок и обзоров по вопросам охраны природы.

Разнообразие форм, применяемых для проведения мероприятий, позволит населению более серьезно подходить к существующим проблемам в сфере экологии.

От создания экотроп — до экологического туризма

Как ассоциация «Большая Байкальская тропа» из сообщества эковолонтеров превратилась в организацию, занимающуюся экологическим просвещением и развивающую экологический туризм.

По Большой Байкальской тропе (ББТ) — сети троп в разных местах на побережье Байкала — хотя бы раз проходили многие туристы в Иркутской области и Бурятии. Большинство троп создали члены Ассоциации сторонников развития экообразования, лидерства и тропостроения «Большая Байкальская тропа» . Но сейчас ББТ – это уже не только тропы, но и экологическое просвещение, а скоро будет и социальный бизнес.

Иная миссия

Первые шесть участков тропы были построены еще в 2003 году. Сейчас протяженность построенных и реконструированных троп составляет более 500 километров. В начале организация ставила своей целью только создание туристических троп, но спустя 17 лет сменила свою миссию: сейчас это повышение экологической культуры общества для гармоничного взаимодействия человека и природы.

Елена Чубакова, президент Ассоциации ББТ, по-матерински волнуется за все тропы, которые, как она говорит, «мы натворили». К примеру, самая популярная тропа — от Листвянки до Больших Котов , по которой ходят тысячи туристов, где-то осыпалась, где-то оказалась перегорожена упавшими деревьями, пропали указатели, люди начали выходить на старые опасные тропы. Чтобы все исправить, нужно сделать полную инвентаризацию и оценить текущее состояние всех троп. Другие задачи — передача опыта, экопросвещение и комплексное развитие экотуризма.

байкал

Фото: Большая Байкальская тропа

На все это требуются огромные человеческие и финансовые ресурсы. Только в последние два года ББТ живет стабильно благодаря президентским грантам. Когда писали заявку на первый грант, пошли ва-банк: заложили не только расходы на сам проект, но и на зарплату сотрудникам и другие насущные нужды, на которые обычно денег никто не дает. После этого появился штат постоянных сотрудников, так необходимых для качественной подготовки и проведения проектов.

Елена Чубакова помнит 1 августа 2017 года. Она заранее сказала коллегам, что если организация не получит президентский грант, то с сентября закроется, потому что тянуть огромный объем работ без устойчивого финансирования было уже невозможно. К счастью, грант дали. И на следующий год – тоже. Сейчас команда ББТ думает о том, чтобы уже с 2020 года стать финансово устойчивой. И при этом воплотить давнюю мечту – открыть своего рода ресурсный центр для всей России.

От волонтерства — до собственной методики

“Старая гвардия” ББТ познакомилась друг с другом во время учебы на биофаке Иркутского государственного университета. Тогда инициаторы создания троп в Байкальском регионе ездили в национальные парки США, смотрели, как можно развивать экотуризм, учились строить, организовывать работу. В 2003 году проект создания первой национальной тропы России стартовал на Байкале. «Мы были все сумасшедшие биологи и туристы, так что идея экологических троп не могла нас не захватить», – поделилась руководитель организации. В начале Елена Чубакова совмещала волонтерство с основной работой в науке и туризме, но с 2015 года полностью сосредоточилась на работе в ББТ.

байкал

Фото: Большая Байкальская тропа

В 2018 году организация из межрегиональной превратилась в общероссийскую, чтобы можно было работать на территории всей страны. В нынешнем году запланировано проведение семинаров по передаче опыта: в Забайкальском крае, Новгородской, Архангельской и Костромской областях, Башкирии и Крыму.

Как рассказала исполнительный директор проекта Элеонора Еремченко, уже несколько лет специалистов организации просят приехать в Забайкальский край. В развитии экотроп заинтересованы Даурский заповедник и национальный парк «Алханай». Но только в этом году появилась для этого финансовая возможность. На семинарах в регионах сотрудники ББТ будут рассказывать о том, как организовать процесс и строить тропу, как работать с заповедными территориями и взаимодействовать с волонтерами и благотворителями.

В организацию обращаются и из других территорий Иркутской области, где хотят развивать туризм: из Свирска, Усть-Илимского и Черемховского районов и других.

«У меня последний год – это год отказов. Потому что едем в шесть регионов, а просят приехать в еще десятки», – говорит Елена Чубакова.

байкал

Фото: Большая Байкальская тропа

Конкурентов практически нет: мало кто умеет строить экотропы правильно.

В российском законодательстве до сих пор нет национальных стандартов троп, поэтому в своей работе Ассоциация ББТ опирается на мировые стандарты, принятые во многих странах, в том числе в США. Организация выработала свои стандарты , которые помогают делать тропу безопасной и при этом максимально не вредить природе.

Построенные тропы надо обязательно обслуживать. Сотрудники ассоциации готовы консультировать законодателей по этому вопросу.

От человека с киркой — до бизнесмена

Сейчас в ББТ работают 15 сотрудников. Ассоциация готова оказывать платные услуги подведомственным Минприроды РФ национальным паркам и заповедникам. Тем более что создание инфраструктуры для экотуризма, в том числе в охраняемых территориях, предусмотрено российским законодательством. Из федерального бюджета на это выделяются средства. Такой постоянный государственный заказ помог бы организации не зависеть от грантов.

Однако, как говорит Елена Чубакова, пока у заповедных территорий нет возможности напрямую финансировать организацию из-за ФЗ-44 , где есть большая вероятность, что какое-нибудь ИП скинет стоимость в разы, и будет невозможно качественно сделать тропу.

При наличии устойчивого финансирования можно было бы организовать центры в разных населенных пунктах на побережье Байкала, чтобы обученные люди в теплое время года строили тропы и следили бы за их состоянием, а зимой занимались экологическим просвещением населения, учили детей, водили экскурсии.

Со всеми планами и проектами, которые требуют значительных затрат, ББТ попала в акселерационную обучающую программу Фонда поддержки социальных проектов, проводимую им совместно с Агентством стратегических инициатив в Москве. Ассоциация пришла туда с проектом социального предпринимательства «Отдых наоборот»: когда турист, купивший путевку на Байкале, часть времени, например, строит тропу как волонтер, или когда коммерческим организациям предлагается таким образом сплотить коллектив.

Пока идет образовательная часть программы. «Нас учат работать с реальными цифрами, учат быть предпринимателями, а не просто людьми с киркой, учат добиваться устойчивого финансирования», – рассказала Елена Чубакова. ББТ рассчитывает пройти в следующий этап, где с конкретными бизнес-идеями будут работать эксперты высокого уровня. Тогда организация представит проект создания ресурсного центра экологического туризма, развития территорий и местных сообществ для всей России, полигоном которого может стать Байкал.

байкал

Фото: Большая Байкальская тропа

Это уже не мечта, а цель. Потому что есть реальный план – найти участок в лесу под Иркутском в рекреационной зоне, чтобы построить ресурсный центр. Там могли бы вести круглогодичные образовательные программы для детей и взрослых по тропостроению, лидерству, развитию экологического туризма. Это близко и к Байкалу, и к Иркутску. Преподавать готовы волонтеры ББТ, которые стали учеными, экологами, педагогами, имеют свои образовательные центры и понимают всю важность комплексной работы.

Ассоциация ББТ также хочет сделать модельным самый востребованный маршрут длиной в 50 км от Листвянки до Большого Голоустного в Прибайкальском национальном парке. Там организация с 2004 года построила большинство участков, а сейчас идет обслуживание и, при необходимости, реконструкция тропы. Эта идея вписывается в новую миссию ББТ.

Материал подготовлен в рамках поддержки социальных предпринимателей — участников акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.

Источник https://www.kommersant.ru/doc/4040606

Источник https://businessman.ru/ekologicheskoe-prosveschenie-naseleniya.html

Источник https://www.asi.org.ru/2019/03/22/bolshaya-bajkalskaya-tropa/

От adminmoo