Содержание
Мы проехали на машине от Москвы до Владивостока
Летом 2020 года мы с моей девушкой совершили большое путешествие из Москвы во Владивосток на машине.
Из-за пандемии многие музеи были закрыты, но нас интересовали небанальные достопримечательности: недостроенная база подлодок в Приморском крае, марсианские пейзажи города Карабаш в Челябинской области, места с обложек группы «Гражданская оборона» в Омске.
Расскажу, как решился на такую поездку и как все организовать.
С чего все началось
Мечта проехать от Москвы до Владивостока зародилась в моей голове несколько лет назад. Я знал, что однажды возьму и сделаю это. Но такое путешествие требует много времени — работая на обычной работе, подготовить и совершить его просто невозможно.
В то время я работал инженером на вертолетном заводе — и мне это совершенно не нравилось. В жизни не было никакого творчества: я приходил на работу, просиживал без дела восемь часов, а домой почему-то возвращался уставшим.
В 2019 году у меня появилось хобби: я начал по выходным водить экскурсии по Москве. Однажды мы с группами гуляли по городу по 12 часов два дня подряд, но когда я возвращался домой, то чувствовал себя полным сил. Это был первый звонок о том, что нужно что-то в жизни менять.
После этого я начал возить туристов в туры по России, когда у меня был отпуск на заводе. Мы с девушкой давали объявления в соцсетях и собирали группу из шести человек. Ездили в регионы, которые сами успели посетить и изучить: в Дагестан, Северную Осетию и на зимний Байкал. Люди были довольны, а некоторые путешествовали с нами по несколько раз.
В 2019 году я уволился и начал прорабатывать затею с путешествием через всю Россию: нельзя просто так сесть в машину и уехать на Дальний Восток. В итоге поездка состоялась летом 2020 года — в самый пик пандемии коронавируса в России. Везде вводят всевозможные запреты, а мы решили ехать через всю страну! Но это, наоборот, сыграло нам на руку: благодаря ограничениям мы познакомились с огромным количеством людей, которые помогали нам и которым я буду всегда признателен. О них расскажу дальше в статье.
18 июня мы обняли родителей и выдвинулись в полную неизвестность. Это стало нашим самым долгим расставанием. За следующие два с половиной месяца мы проехали 25 тысяч километров — до Владивостока и обратно. Какие-то регионы изучили очень хорошо, а какие-то пощупали поверхностно, чтобы в будущем туда вернуться.
Подготовка к поездке
Во Владивосток можно лететь самолетом или ехать поездом. Но мы решили отправиться туда на машине, чтобы по дороге посетить как можно больше разных городов и достопримечательностей. У нас была начальная и конечная точки маршрута — и целая страна между ними.
Полгода мы изучали разные сайты: искали информацию о местах, которые будем проезжать, и составляли карту маршрута. Времени на вдумчивые поиски было много: с марта 2020 года мы сидели по домам. Я изучал местные газеты, аккаунты в «Инстаграме», форумы, общался с местными. За полдня мог найти информацию о нескольких областях. Помимо городов нас интересовали заброшенные места, архитектура, техника, корабли и самолеты. В общем, к поездке подготовились основательно.
План нашего путешествия
Регион | Сколько дней провели |
---|---|
Республика Татарстан | 2 дня |
Республика Башкортостан | 3 дня |
Челябинская область | 3 дня |
Свердловская область | 3 дня |
Пермский край | 3 дня |
Омская область | 3 дня |
Новосибирская область | 4 дня |
Кемеровская область | 2 дня |
Республика Хакасия | 3 дня |
Красноярский край | 7 дней |
Иркутская область | 5 дней |
Республика Бурятия | 2 дня |
Забайкальский край | 2 дня |
Амурская область | 3 дня |
Еврейская автономная область | 2 дня |
Хабаровский край | 3 дня |
Приморский край | 18 дней |
Из-за пандемии мы решили не селиться в гостиницах, а большую часть ночей спать в палатке и иногда останавливаться у друзей. Мы взяли две палатки — четырехместную для обычных ночевок и штурмовую для походов в горы. Обычная палатка тяжелая, зато в ней удобно спать. А штурмовая — маленькая и легкая. Ее удобно нести в рюкзаке, особенно в походе на большие расстояния. Еще захватили с собой спальные мешки и двухметровый надувной матрас с насосом, работающим от прикуривателя машины. В общем, подготовились на совесть: все-таки спать на жестких пенках два с половиной месяца не очень комфортно.
На деле оказалось, что в палатке мы спали не так часто, как планировали. Мы рассказывали о путешествии в соцсетях, писали посты в духе: «Эй, ребята, завтра мы будем в Тюмени, ищем ночлег», — и через друзей находили нужных людей. Оказалось, что нам готовы помогать огромное количество интересных людей. Без них эта поездка не получилась бы такой душевной и классной — но об этом я еще расскажу подробнее дальше.
Мы взяли очень много одежды: ночи в августе холодные, а в горах и днем может быть прохладно и дождливо. Ничего специально не покупали, просто выгребли большую часть вещей из наших шкафов. Плюс футболки, толстовки, ветровки и сумки на пояс нам бесплатно дал один интернет-магазин, чтобы мы сделали фото в этой одежде и таким образом ее прорекламировали. Из обуви захватили кроссовки, трекинговые ботинки и сланцы.
Самой бесполезной покупкой перед путешествием оказалась надувная лодка. Она стоила 15 000 Р . Мы на ней так и не поплавали, но в итоге благополучно продали ее в Иркутске за 11 000 Р . Еще не пригодился походный душ за 600 Р . Мы пользовались им всего два раза, потому что в городах останавливались у разных людей — и у них дома можно было помыться.
Расходы на подготовку к поездке для двоих — 37 600 Р
Техобслуживание машины | 15 000 Р |
Надувная лодка | 15 000 Р |
Еда на первое время | 4500 Р |
Аптечка | 2500 Р |
Походный душ | 600 Р |
Как победить выгорание
Как переносили дорогу
Если бы мы хотели просто доехать до Владивостока, чтобы поставить галочку, на путешествие нам потребовалась бы неделя. Но нашей целью было именно изучение своей страны. Мы планировали маршрут так, чтобы получать удовольствие от дороги и по пути останавливаться в необычных местах. Чтобы не устать, постоянно менялись за рулем. В одиночку преодолеть такой путь было бы гораздо сложнее.
До поездки я переживал, что дорога будет даваться тяжело. Но когда доехал до Владивостока, понял, что не устал. Мы задали комфортный темп: ехали с перерывами и иногда целый день тратили на то, чтобы погулять по городу. Мы останавливались во всех крупных городах по пути: в Нижнем Новгороде, Казани, Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске и других.
Чем дальше от Европы, тем реже встречаются населенные пункты. Например, в промежутке от Москвы до Челябинска между крупными и небольшими городами 400— 500 километров , от Челябинска до Новосибирска через Омск — 800, от Новосибирска и дальше — 1000. Это большие перегоны — проезжать такое расстояние одним махом некомфортно, поэтому мы периодически останавливались, хотя бы час гуляли, делали себе чай или обед на горелке. Если не делать перерывов, после руления не хочется не то что смотреть на достопримечательности — вообще ничего.
Большую часть времени мы видели по дороге одни и те же типичные для средней полосы пейзажи: рощицы вдоль дорог да поля. На Урале на горизонте появлялись небольшие горы, в Сибири — лесочки. В Иркутской области часть трассы проложена вдоль Байкала. На подъезде к Улан-Удэ началась степь: все-таки это уже рядом с Монголией. Хабаровский край мало чем отличается от Московской — там такие же поля и рощицы.
Во время путешествия плавно сменялись часовые пояса. Раз в три-четыре дня мы прибавляли по одному часу. Это вызвало дискомфорт лишь однажды — когда мы ехали во Владивосток: договорились о встрече с местными в восемь, но не учли, что надо прибавить час, и по факту приехали в девять. В остальном смена поясов совершенно не ощущалась, мы плавно подстраивались к ритму.
Качество трасс
Люди обычно меня спрашивают: «После Улан-Удэ , наверное, уже нет дорог?» Я на это отвечаю: «Дорог нет около Москвы, а до Владивостока идет вполне себе хорошая трасса». Хочу официально заявить, что вокруг Москвы и в соседних с нею областях трассы гораздо хуже, чем федеральная Москва — Владивосток.
Например, про дороги в Тверской области нужно писать во всех учебниках, чтобы рабочие знали, как не надо строить. Из года в год там ничего не меняется. Рабочие ставят знак, пишут, что отремонтируют дорогу. Через два года приезжаешь — а воз и ныне там, только знак обновили и новый срок окончания ремонта написали. Во время путешествий по Тверской области мы посадили на колеса неимоверное количество грыж, а сколько шин прокололи — не пересчитать.
В регионах, которые мы проезжали, ситуация гораздо лучше. Например, дорога Чита — Хабаровск благодаря проезду одной известной желтой Лады Калины перестала быть гравийной. Сейчас она удобнее и безопаснее, чем раньше.
Иногда мы ездили по лесным и горным тропам, по сельской местности. Обычно небольшие препятствия пересекали без проблем, но однажды, в Свердловской области, застряли. Мы проезжали вброд реку, которую до нас прошло несколько машин, они разбили дорогу. Я полтора часа пытался вытащить автомобиль — безрезультатно. В итоге мимо проехала Шевроле Нива и помогла нам выбраться. В России много открытых людей, которые готовы откликнуться на твою беду — особенно если ты где-нибудь застрял и тебя надо вытащить.
Какую машину выбрать для путешествия
На мой взгляд, критерий выбора машины для такого путешествия очень простой: она не должна разваливаться в Москве. Думаю, подойдут популярные в России авто — Хендай Солярис или Киа Рио, несмотря на наше происшествие в Свердловской области. Если не сворачивать с трассы, не столкнетесь с препятствиями, которые нельзя будет преодолеть или где можно расцарапать себе все дно машины.
Когда мы приехали во Владивосток, взяли там в аренду праворульную Тойоту Акву. Это очень маленькая машина, но мы катались на ней по дикому бездорожью. Пару раз в горах мы ее оставляли и дальше немного шли пешком, но в целом машина справилась.
Если вы хотите как следует исследовать сам Приморский край или окрестности в регионах, надо брать машину повыше — например Мицубиси Паджеро. Особенно тяжело ездить по северу Приморья. По некоторым дорогам даже джипы не проедут, не то что легковушки. Поэтому в заповедники на севере мало кто добирается. Мы тоже туда не поехали.
Расходы на машину
Основной статьей расходов для нас стал бензин — на него мы потратили 80 тысяч рублей. По платным дорогам не ездили, а штрафовали нас шесть раз: мы аккуратные водители, но иногда превышали скорость. Причем целых пять штрафов получили в Татарстане. Там хорошие дороги — часто возникал соблазн превысить скорость. Потом оказалось, что везде установлены камеры.
мы потратили на штрафы
Между Читой и Хабаровском у нас сломался задний амортизатор. Причем автомобиль был новым, 2019 года выпуска. Гарантия все еще действовала, поэтому за ремонт мы ничего не платили. Но во Владивостоке нужной нам детали не было, а ждать ее пришлось бы слишком долго. Ближайшим городом, куда дилер мог быстро доставить запчасть, оказался Иркутск.
Мы заказали автовоз за 35 000 Р и отправили автомобиль туда. Доставить его пообещали за пять дней. Мы погостили во Владивостоке еще два дня, а потом сели на поезд до Иркутска. Поезд шел три дня, за билеты отдали 11 000 Р .
В итоге мы приехали в Иркутск одновременно с нашей машиной, забрали ее и отвезли на ремонт. А когда автомобиль починили, поехали дальше, в Москву.
Были и другие расходы на машину. На замену шин во Владивостоке мы потратили 12 000 Р , так как прежние совсем стерлись.
Ночевки в палатке
Чаще всего мы ночевали в палатке в диких местах. Кемпингов, то есть платных стоянок для туристов, в России очень мало — у нас это не так развито, как в Европе.
Когда был сильный ветер или палатку негде было поставить, ночевали в машине. Такой участок, не подходящий для кемпинга, был от Читы до Хабаровска. Это порядка 2 тысяч километров. Трасса пустая, скучная, красивых мест нет, съездов тоже, поэтому мы ставили машину на заправке и ночевали в окружении дальнобойщиков.
Ночлег у местных
Мне кажется, что в маленьких городках люди живут еще большим днем сурка, чем в Москве. Для них то, что приедут какие-то ребята из Центральной России, которые два месяца путешествуют, может быть большим событием на всю неделю. Для нас это тоже интересно: мы всегда за то, чтобы пообщаться с местными. Ты, конечно, сам можешь приехать и посмотреть город. Но когда гуляешь с местными, он начинает выглядеть и ощущаться по-другому .
Я часто сталкивался с тем, что люди за пределами Москвы очень отзывчивые и готовы помогать. Но теперь я окончательно в этом убедился. Иногда мы просто писали в соцсети: «Есть кто-нибудь ? Можно у вас переночевать?» Так через друзей друзей, которых мы вообще не знаем, мы находили прекрасных людей, у которых можно было остановиться. Все они были очень разные и классные.
Например, Магдания из Уфы работает на радио, Максим из Челябинска водит туры на Камчатку и в Исландию, Катя из Иркутска организует походы по байкальской железной дороге. Кирилл и Злата из Новосибирска только завели добермана и активно воспитывают его. Моя хорошая знакомая Анастасия в Красноярске занимается реставрацией старой мебели и делает стикеры. Ребята из Омска ездят автостопом по миру: полгода в России, полгода путешествуют. Другой парень из Омска, Володя, который работает на нефтеперерабатывающем заводе, увлекается ретроавтомобилями, он стал нам другом, и мы с нетерпением ждем, когда он приедет в Москву.
Отели
За два с половиной месяца мы останавливались в гостинице только четыре раза — в Благовещенске, в Приморском крае и на острове Ольхон.
На Ольхоне мы провели одну ночь в гостевом доме «У Ирины». Это обошлось в 3200 Р . На мой взгляд, это дорого: мы жили в доме, похожем на строительную бытовку, с удобствами во дворе.
В Благовещенске мы сутки жили в хостеле Lucky Star. Одноместный номер в нем стоит 1300 Р . Нам хостел не понравился: он находится далеко от центра. А здание, где сейчас жилые комнаты, — бывший цех.
Когда доехали до Приморского края, то сказали себе, что заслужили отдых в гостинице: ведь мы провели 37 дней в пути и наконец-то добрались до Японского моря. К сожалению, почти все жилье было забронировано: летом высокий сезон. Свободные номера нашлись в небольшом гостевом доме без названия — по 3000 Р за ночь. Там мы и остановились. Номера были комфортными, а на общей кухне можно было готовить еду.
Через несколько дней мы проводили в Приморском крае тур для группы гостей из Москвы, поэтому забронировали трехэтажный дом в Находке. Он стоил около 15 тысяч рублей в сутки.
Города и достопримечательности
В этой поездке мы не ходили по музеям: они были закрыты из-за коронавируса. Мы ограничились природными достопримечательностями, прогулками по городам и изучением заброшенных зданий и сооружений. Расскажу лишь о некоторых регионах из тех, что мы увидели: чтобы описать все, не хватит и нескольких статей.
Челябинская область — суровый регион. Здесь много фабрик, которые ухудшают экологическую ситуацию, и мест, где земля и вода отравлены производствами. Посетить эти территории стоит, чтобы узнать, какими могут быть последствия экологической катастрофы. Мы ездили по области в поисках зон техногенных аварий. Удивительно, но при этом я нигде не испытывал проблем с дыханием и не чувствовал смога. Возможно, просто повезло и в этот период выбросов не было.
Среди таких отравленных территорий — Карабаш. Это один из самых грязных городов России. Виной всему местный медеплавильный завод. Он больше 20 лет работал без очистных сооружений, все сбрасывал в окружающую среду. Поэтому вокруг завода марсианские пейзажи: потрескавшаяся земля оранжево-желтого цвета, кислотные реки. Неподалеку, на горе, стоит крест, на котором выложена надпись: «Спаси и сохрани». Все вместе выглядит символично.
Мне было интересно посмотреть на место кыштымской аварии. Это первая ядерная катастрофа в СССР, но о ней мало кто знает: власти долгое время скрывали информацию. В 1957 году на химическом комбинате «Маяк» в городе Челябинск-40 произошел взрыв. В результате облако радиоактивных частиц поплыло на северо-восток и накрыло близлежащие деревни. Люди ничего не знали об аварии, продолжали жить в своих домах, брали воду из зараженной реки, но со временем заболевали раком и умирали. Власти обратили внимание на высокий уровень онкологических заболеваний и стали выселять местных жителей из этих деревень. Сейчас в них никто не живет. В одной из таких заброшенных деревень — в Муслюмове — мы побывали.
В Муслюмове деревянные дома давно сожгли, но остались кирпичные магазины, старая мельница, мечеть, постамент от памятника героям Великой Отечественной войны, на котором еле читается надпись: «Вечная память героям».
В Челябинской области расположено несколько промышленных объектов — рекордсменов. Возле поселка Пороги находится самая старая непрерывно действующая гидроэлектростанция России. А в поселке Коелга — самый крупный мраморный карьер в России и второй по глубине угольный карьер в мире, Коркинский: примерно пятьсот метров в глубину.
В поселке Магнитка мы посетили заброшенную шахту. Когда-то ее пытались взорвать, но она только треснула «по швам». Если смотреть на нее сверху, со спутника, то видны шрамы горы. Мурашки по коже, когда подходишь к краю бездны и заглядываешь вниз: там темнота — и ты не знаешь, какая глубина у этого разлома. Внутрь спускаться опасно для жизни: шахта может обрушиться.
Вообще, Челябинская область контрастна. Кроме промышленных объектов и убитых заводами лесов и рек в регионе есть красивые природные зоны, которые не пострадали от действий человека.
Например, Большие Айские притесы — покрытые деревьями скалы вдоль русла реки Ай. Мы там ночевали. Разожгли костер, поставили палатку почти на самом краю обрыва, пили чай и наблюдали, как от реки поднимается туман. Встали рано, чтобы сфотографировать утренний туман в лучах солнца.
Омск. Мы не ждали чего-то особенного от Омска и даже не хотели здесь особо задерживаться, но познакомились с местным жителем — и он провел нам такую интересную экскурсию, что мы остались в городе еще на один день. Мы погуляли по центру, увидели музыкальный театр и места с обложек альбомов группы «Гражданская оборона». Меня впечатлила старая архитектура, классная библиотека, историческая часть города.
Омск — это столица грандиозных проектов, которые почему-то не были закончены. Здесь есть известное недостроенное метро, недостроенный аэропорт, недостроенный гидроузел. Мы посмотрели только аэропорт Федоровка. Он должен был заменить маленький аэропорт в центре города. Строительство началось около 40 лет назад, а сейчас объект заморожен. Что с ним будет дальше, непонятно.
Наш друг посетовал, что Омск считают городом-мемом. Плохие события происходят по всей России, но если что-то случается в Омске, почему-то все сразу это замечают. А еще, по его словам, местные жители чувствуют себя на отшибе, потому что город находится в 600 километрах от Тюмени и Новосибирска.
Есть мем «Не пытайтесь покинуть Омск», но многие омичи на самом деле пытаются свой город покинуть. Мы в этом убедились, когда искали попутчиков на «Блаблакаре». Когда мы ехали из Новосибирска в Омск, у нас не было ни одной заявки: никто не хотел ехать в Омск. А из Омска в Тюмень — 25 заявок. Все хотели покинуть Омск.
Тем не менее у Омска богатая история, и я хочу вернуться в этот город, чтобы изучить его более детально.
Байкал. Дважды мы были на Байкале зимой, когда кругом ледяные пещеры и большие сосульки. Но очень хотелось посмотреть на озеро летом.
В этот раз мы взяли напрокат велосипеды — по 700 Р в сутки за каждый — и поехали по острову Ольхон. Мы отдыхали от долгого путешествия на машине и смотрели мысы. Байкал — уникальное место, здесь хорошо как зимой, так и летом.
В Чите делать туристу нечего. Мы провели в этом городе один день. Пытались найти что-то интересное, погуляли по Чите, но увидели, что она как будто застряла в девяностых. Дома увешаны рекламой, достопримечательностей никаких нет. В городе огромное количество зон. Много сидевших людей и наркозависимых.
Когда у нас сломалась машина и мы ехали в Иркутск на поезде, состав остановился в Чите. Мы вышли прогуляться на станции и видим — стоят два вагона: один — тюрьма, другой — церковь. Не знаю, зачем их там поставили, но, мне кажется, это очень многое говорит о городе. Его тоже можно описать как два вагона.
На трассе Чита — Хабаровск мы подобрали автостопщика. Он ехал из Новосибирска в Сковородино к бабушке. И парень рассказал нам, что очень волновался, когда проезжал Читу автостопом. Его везли суровые бритые ребята. Они посматривали на него исподлобья, и все это было не очень комфортно.
Красноярский край. Горный парк Ергаки был первой точкой, которую я нанес на карту, когда планировал путешествие, потому что я очень люблю ходить в горы. Я не могу описать словами, насколько красив этот парк, — его надо увидеть своими глазами.
Мы провели в Ергаках три дня. Ночевали возле Параболы — это две горы, между которыми образуется соответствующая математическая кривая. Утром я просыпался и смотрел на озеро Художников.
Среди туристов очень популярен Висячий камень — это огромный валун на горе, который лежит под наклоном и держится на одной точке опоры. Кажется, что он вот-вот упадет в озеро. Мы проходили мимо него дважды — когда шли к Параболе и когда возвращались оттуда к машине. В первый раз у камня было очень много туристов, а я не люблю толпы, потому что теряется ощущение места. Мы не пошли к камню, посмотрели на него только издалека. А когда шли обратно, зарядил дождь, стало мерзко и холодно, в трекинговых ботинках хлюпала вода. Нам было уже не до камня.
В тот день мы промокли до нитки, а надо было пройти через крутой перевал. Мы шли по скользким от воды камням, кое-как добрались до места стоянки. Поставили горелку, вскипятили чай — и пили с осознанием того, что справились, прошли этот маршрут.
К сожалению, мы не дошли до скалы Зуб дракона — ее так назвали потому, что вершина сильно выпирает и напоминает зуб. Подъем туда очень тяжелый — перед тем как взобраться наверх, нужно хорошо отдохнуть. Я обязательно побываю там в следующий раз.
В Хабаровском крае нас очень дружелюбно встретили местные жители. Они провели с нами целый день, накормили, рассказали про свой город и окрестности и пустили переночевать. Причем нам выделили диван, а сами легли на полу.
Мы съездили на границу с Китаем, в военный городок на Большом Уссурийском острове. Сидели на крыше заброшенной пятиэтажки воинской части и смотрели на суперсовременную китайскую пагоду. Казалось, что китайцы ее построили нам назло: мол, посмотрите, как у нас все красиво и современно.
Еще мы сходили на заброшенный завод, где в цеху стоят корабли. Пока охранники не заметили, залезли в окно цеха и увидели несколько ржавеющих судов. Их поставили на ремонт, но он так и не завершился. Находиться там небезопасно: на один из кораблей рухнула крыша. Поэтому мы походили по ангару осторожно и ушли никем не замеченные.
В Приморском крае одна из главных достопримечательностей — его морские обитатели. Когда мы плыли на остров Аскольд, увидели огромное количество тюленей — они лежали на камнях и грелись на солнце. Животные не испугались нашей лодки, посмотрели на нас безразлично и продолжили загорать.
Чтобы почувствовать себя одновременно в нескольких государствах, мы съездили в деревню Хасан, из которой открывается удивительный вид: справа виднеется китайская пагода, слева — российский вокзал, а прямо по курсу — корейские горы.
Недалеко от поселка Хасан на пляже складируют северокорейские баркасы. Жители Северной Кореи пытаются незаконно пересечь границу с Россией, а наши пограничники их ловят и арестовывают, поэтому весь пляж завален лодками.
В бухте Павловского находится недостроенная база подлодок. В советские годы здесь базировались подводные лодки. Для их ремонта в скале начали строить укрытие — и пробили шестисотметровый проход, чтобы можно было разместить три подлодки одновременно. База уже была почти достроена, но СССР подписал договор о ядерном разоружении, и проект законсервировали. Сложно поверить, что такую длинную пещеру с разветвлениями-выходами для подлодок создали руками человека. Это военный объект, и заходить на его территорию нельзя.
Я человек простой: могу жить на картошке месяц и быть счастливее всех на свете, потому что это официально лучшая еда в мире. Я не из тех, кто едет в Азию и пробует жареных осьминогов или 15 видов тараканов. Мне бы лучше найти какую-нибудь местную «Крошку-картошку».
В 2019 году мы путешествовали по Норвегии и каждый день ели тушенку с макаронами. К поездке по России мы немного прокачали наши кулинарные способности и помимо картошки в разных видах готовили походный плов, пасту болоньезе, блины, яичницу.
На стоянках искали сухие деревья, распиливали их на бревна и складывали в аккуратный домик, чтобы подкладывать в костер. Разжигали огонь. Набирали в лесу сосновых шишек и закладывали в костер — они приятно пахнут, когда горят. У костра мы пили чай, ели вкусное печенье со сгущенкой и наслаждались запахом сосны.
Продукты покупали в обычных магазинах — в городах или по дороге. Цены во всех регионах примерно такие же , как в Москве. Видимо, логистика в России развита хорошо. По опыту других путешествий знаю, что рост цен отражается, например, на Сахалине. Или в Магадане: туда фурам приходится ехать 2000 километров по гравийной дороге. Неудивительно, что мясо в Магадан дешевле доставлять не из России, а из Аргентины, а килограмм помидоров стоит 800 Р .
Изредка мы заходили в кафе и пробовали национальные блюда: бурятские буузы в Улан-Удэ, позы в Иркутске, татарские эчпочмаки и элеши в Казани. Все было вкусно.
Во Владивосток мы приехали к фестивалю гребешков. В конце июля — начале августа наступает сезон морепродуктов, и местные рестораны их готовят разными способами. В ресторане гребешки подают по 100 Р за штуку, на рынке килограмм стоит 1200 Р .
Гребешки едят даже в сыром виде, но мне понравилось, как их готовили наши друзья из Владивостока — тремя разными способами. Первый — просто опалить гребешки огнем из горелки. Второй — обжарить на сковороде. И третий — су-вид, приготовление морепродуктов в вакууме в пароварке.
Еще я попробовал краба и впервые — медведок, которыми нас также угостили друзья. Медведки — это креветки, по вкусу они не отличаются от обычных.
Во Владивостоке советую заглянуть на китайский рынок. Там огромное количество восточных ресторанов, которые названы русскими именами: «Добрыня и Аня», «Аня и Женя» и так далее. В этих заведениях китайцы готовят аутентичную еду. Приходишь на рынок, тут же к тебе подбегает группа китайцев, начинают звать тебя в свою столовую. Мы абы куда не пошли — по совету друзей отправились в проверенное место под названием «Саша и Лена». Нам принесли меню на китайском размером с книгу — и мы заказали разной экзотической еды. Как назывались блюда, я не знаю, но порции были огромными и все было вкусно. Итоговый счет мы разделили на десятерых — получилось примерно по 400 Р с каждого.
На Русском острове очень популярен ресторан «Штурвал». Повара готовят в палатке, а еду ставят на столики на краю бухты. Мне нравится есть свежие морепродукты, смотреть на скалы, на море и наблюдать, как люди катаются на квадроциклах и сапбордах. Но цены здесь высокие. Один гребешок стоит 150 Р , плов из морепродуктов — 450 Р , уха — 350 Р , картошка — 350 Р .
Происшествия
У нас постоянно падали дроны. Один из дронов у меня уже три года, он часто летал, и мы с ним много где побывали. В эту поездку я взял его с собой, уверенный, что все будет хорошо.
На третий день путешествия, когда мы были под Уфой, я случайно нажал на экстренное выключение двигателей. Дрон упал с высоты 20 метров, сломал ножку и стал недееспособен. Потерять дрон в самом начале такой грандиозной поездки было больно. В Уфе нет мест, где делают такой ремонт, — пришлось открыть «Авито».
Я нашел несколько объявлений о продаже дронов. Одно было подозрительно идеальное, а в другом продавец честно написал, что дрон у него уже падал. Я подумал, что владелец — честный человек и надо купить у него устройство. Покупка обошлась нам в 42 000 Р и оказалась удачной. А сломанный дрон мы отремонтировали в Челябинске.
На Байкале у дрона вдруг отказал компас, и он улетел в деревья, с которых упал в поле. После этого у него стал болтаться подвес, на котором висит камера. Ремонтировать его мы не стали, и многие фотографии сделаны со сломанного дрона. У него уже были покоцанные винты, да и камера держалась кое-как .
Затем один из дронов упал в Японское море. Соленая вода разъела контакты, поэтому пришлось оставить аппарат на ремонт во Владивостоке. Потом нам прислали его почтой.
потратили на ремонт дронов
Когда мы ехали из Абакана в Красноярск, уронили жесткий диск с фотографиями, которые сделали за три недели поездки. Диск перестал читаться, а файлы с него мы предварительно не скопировали. В Красноярске нам посоветовали супермастера, к которому ходят чинить диски даже фсбшники. Две недели он пытался починить устройство — взял два похожих диска и брал из них разные детали, чтобы восстановить наш. За ремонт мы заплатили 14 000 Р .
И вот мы едем из Читы в Хабаровск: со сломанным амортизатором, трещащим колесом и двумя поломанными дронами в багажнике. Звонит мастер и говорит, что починить жесткий диск не может, а фотографии, скорее всего, утеряны. Нам потребовалось много усилий, чтобы в тот момент не поддаться унынию, но в итоге все закончилось хорошо: мастер все-таки смог восстановить жесткий диск, машину мы починили, дроны тоже. Так что, если происходит что-то плохое, надо искать выход из любой ситуации. Я готов быть личным мотиватором для каждого.
Безопасность и комфорт
За все время поездки у нас не было конфликтов с местными жителями. И это удивительно, потому что несколько лет назад, когда мы отдыхали в Рязанской и Ярославской областях, люди, завидев московские номера нашего автомобиля, орали: «Уезжайте отсюда».
Оказалось, дальше Екатеринбурга мало кто знает, что 799 — московский номер. Никто не придавал этому значения.
Мы не очень комфортно чувствовали себя, когда проезжали Читу и Бурятию. В этих регионах хорошо растут запрещенные травы. И ребята, которые их выращивают, свои поля охраняют. Если остановишься на их территории, могут и по колесам пострелять. Поэтому знакомые советовали нам в тех краях не раскладывать палатку.
В Приморском крае нужно быть осторожным с морскими обитателями. Например, могут обжечь медузы-крестовики — и тогда человеку становится трудно дышать. Также лучше не наступать на морских ежей. Если наступишь неудачно, последствия могут быть ужасными — вплоть до ампутации ноги. Одна из участниц нашего тура на пирсе спускалась по лестнице и задела ногой камень, на котором были морские ежи. В ногу сразу воткнулось множество иголок. Мы попытались их вытащить, но среди них были мелкие, они ушли вглубь тканей, достать их было невозможно.
Мы бросили все и поехали в больницу во Владивосток. Она находилась в 250 километрах от бухты, где мы гуляли. И вот мы экстренно примчались в больницу, врачи осмотрели девушку и говорят: «Да не бойся, все нормально будет. У нас каждый год такое происходит с кучей людей. Просто йодом помажь, и все пройдет». И отпустили ее домой. Она помазала стопу йодом — и никаких осложнений действительно не было. А мелкие иголки вышли из ноги постепенно. Последние — недели через две, когда девушка уже вернулась в Москву.
Нас все пугали, что в Омской области очень назойливые комары. Якобы стоит открыть дверь машины, как налетит рой насекомых. Комары действительно были, но особого дискомфорта нам не доставляли. Вечером они боялись к нам подлетать, потому что мы разжигали костер. А перед сном я закрывал палатку и устраивал ночную охоту — убью пять комаров и спим спокойно.
Отдельная тема — мусор. В Ергаках я нашел несколько кладбищ ржавых консервных банок, они были очень хорошо спрятаны под камнем. Сколько смог — забрал, чтобы выбросить. Меня очень раздражает, когда люди оставляют после себя отходы на природе. Приезжаешь в суперкрасивое место, сидишь смотришь на какой-то пейзаж, потом поворачиваешь голову — а там гора мусора. Какие-нибудь обертки от шоколадок и пакеты — неужели туристам сложно положить это в карман и забрать с собой?
Как мы зарабатывали в поездке
Мы пытались найти спонсоров, чтобы они нам помогли хотя бы заплатить за бензин: писали о своей истории в соцсетях, отправляли заявки в компании через знакомых. Например, обратились в нефтегазовую компанию — предложили протестировать работу мобильного приложения для дистанционной оплаты услуг АЗС в разных городах. Но ответа так и не дождались.
Зато нам повезло посотрудничать с нидерландским архитектурным бюро. Россияне, которые живут в Нидерландах, выиграли грант на специальный проект. Они хотят рассказать о российских домах культуры при заводах и фабриках. Дело в том, что в разных городах нашей страны сохранилось 140 одинаковых домов культуры. В советские годы они были очень популярны среди рабочей молодежи: парни и девушки устраивали здесь танцевальные вечера, слушали лекции, ходили на кружки. Сейчас эти учреждения уже никому не нужны, но пытаются выживать — проводят какие-то концерты для местных жителей, открывают клубы по интересам.
Дома культуры были построены в 1953 году в стиле сталинского ампира, и внешне это абсолютно идентичные здания с колоннами. А внутри они кардинально отличаются друг от друга. Когда заходишь, сразу видишь, у какого предприятия есть деньги на содержание такого здания, а у какого нет. В одном — свежий ремонт, в зале новый проектор, портьеры и кресла с мягкими сиденьями. В другом — скрипучие полы, обшарпанные деревянные стулья и потрескавшаяся краска на стенах.
Мы заходили в такие дома молодежи, фотографировали интерьеры с одинакового ракурса и отправляли снимки в Нидерланды. Архитектурное бюро планирует сделать выставку и выпустить книгу об этом проекте. Они хотят рассказать о феномене домов культуры, предложить пересмотреть их роль в жизни городов и дать им вторую жизнь.
Одна фирма подарила нам одежду для путешествия, другая дала красивую неоновую вывеску, московский фотопрокат предложил взять фототехнику на время. Все это — в обмен на фотографии их продукции.
Еще мы сотрудничали с предпринимателями, которые делают металлические кружки для чая — вроде тех, что выпускали в Советском Союзе. Они подарили нам свою продукцию в обмен на фотографии кружек на фоне разных природных достопримечательностей. Мы раздавали эти кружки новым друзьям, встреченным на пути, в благодарность за ночлег.
Все это небольшие проекты, мы на них ничего не заработали. Но из бюджета все равно не выбились: тратили свои накопления и не израсходовали ни рубля с кредитной карты.
Сейчас мы также пытаемся зарабатывать на этом путешествии: продаем фотографии, которые делали в поездке, и используем полученный опыт для организации туров по России.
После того как мы вернулись в Москву, с нами связались из фирмы «Хендай» и предложили сотрудничество. Они выдают нам машины, а мы фотографируем их в разных городах.
Что нужно, если хотите повторить мой опыт
Если бы меня спросили, о чем нужно знать, прежде чем собраться в такое путешествие, я бы сказал: все сложности у нас в голове. Надо просто сесть и поехать, быть готовым ко всему и верить, что все будет хорошо. Если случится беда, всегда найдутся люди, которые готовы помочь. Это подтверждается не только поездкой во Владивосток, но и остальными моими путешествиями по России. Бывало так, что у нас ломалась машина — и мы не успевали даже поднять руку, как кто-то останавливался. Это очень классно.
Что дальше
Я ощутил, насколько бесконечна наша страна. Поездка через всю Россию была разведывательной: я наметил регионы, куда стоит вернуться, чтобы осмотреть их более детально. В 2021 году я этим плотно занимаюсь. Например, во время путешествия из Владивостока в Москву мы проскочили Пермский край, но потом досконально его изучили.
Я наметил много классных труднодоступных мест в России, которые стоит посмотреть. Где-то я успел побывать, но тут же нашел новые — хочу бесконечно изучать Россию. Все ждут, что откроются границы и можно будет путешествовать по Европе, а я нет.
За год, который прошел после поездки, многие знакомые приезжали в Москву — и мы показывали им город. К кому-то мы успели заехать повторно. Например, летом 2021 года мы ездили в Челябинск и заодно заехали в Уфу, побывали у наших друзей. Они были очень рады, и мы тоже.
Теперь для меня это именно так, и я счастлив, что у меня есть знакомые и друзья по всей России. Недавно я ехал по трассе — и меня распирало от желания быть во многих регионах одновременно. Я дико радуюсь этому чувству.
Я не жалею, что уволился с работы. Бывшие коллеги, с которыми я общаюсь, говорят, что все стало хуже. Мне бы там не понравилось. Сейчас я наконец-то занимаюсь любимым делом: мы с девушкой раз в два месяца устраиваем поездки по России для туристов, а между этими турами придумываем маршруты и необычные форматы для новых путешествий.
Например, мы запустили небольшие туры выходного дня: за счет того, что мы много катались вокруг Москвы, можем составлять идеальные маршруты на два дня. Туда включены как заброшенные и необычные места, так и простые деревни. По нашему опыту, люди такому сильно радуются: «О, корова!» Они, может, пять лет не видели рогатого скота, и для них настоящая корова, которая дает молоко, — это восторг.
Мне кажется, что москвичам важно показывать, как живут за пределами столицы. Они часто даже не представляют, что в ста километрах люди зимой ходят в валенках, топят печь дровами. Думаю, после таких туров немного меняется ощущение реальности. Когда после московского «дорого-богато» оказываешься в селе, в сознании что-то щелкает. Ведь там совершенно другая жизнь — смиренная, спокойная, тихая.
Потратили вдвоем за 2,5 месяца в поездке по России — 243 200 Р
Бензин | 80 000 Р |
Покупка дрона | 42 000 Р |
Транспортировка машины | 35 000 Р |
Ремонт квадрокоптера и жесткого диска | 24 000 Р |
Еда | 15 000 Р |
Гостиницы | 13 500 Р |
Замена колес | 12 000 Р |
Поезд Владивосток — Иркутск | 11 000 Р |
Аренда машины во Владивостоке | 7800 Р |
Штрафы | 1500 Р |
Прокат велосипедов | 1400 Р |
прочитала с огромным удовольствием (и ностальгией))) ибо так же когда-то исполнила свою мечту — проехала через всю Россию на автомобиле.
в 59 лет впервые села за руль авто, . (брала дополнительно частные занятия по экстремальному вождению. затем, что бы набраться навыка вождения, немного "подрабатывала" развозом багажа по Приморскому краю, после этого "набиралась опыта вождения" в городских условиях развозя пиццу) .. через год, в отличии от автора статьи без особых подготовок, вдвоём с сыном (по очереди за рулём) "рванули"к Чёрному морю. Это было что-то.
поэтому и говорю, что прочитала с ностальгией.
Хорошая статья. хотя "за державу-то обидно". ) так как Сковородино, это город, мало того, это узловая станция Транссиба и Хасан конечно же посёлок, но никак не деревня, кроме того Хасан это стык трёх границ . учитывая, что Александр готовился к поездке, неплохо бы знать такие "тонкости".
Вот у вас реально крутая история.
Есть люди
Здорово.
мы часто перегоняем машины из владивостока и описание вашей поездки возникает очень много вопросов -на еду всего 15 т за два с половиной месяца ? получается по 50 рублей в день на двоих что совсем нереально-значит обман
возможно и на бензин гараздо больше-одна поездка в ергаки стоит денег
да и описаны красоты однобоко-чита прекрасный город -надо только забраться на гору с оленем -московсий тракт -это история декабристов
приморье -это озера с лотосами
байкал -горячие источники и горы
улан уде -иволгинский дотсан -нетленный хома этигелов
наша страна -вся наполнена приятными сюрпризами -я ее всю обьездил
одно у вас правда -стань на дороге и каждый тебе поможет и эвакуатор не нужен будет
николай, ничего удивительного: в начале статьи пишут — 5,5 тыр. продукты на первое время, а эти 15 тыр., — это в дороге, т.е. 20,5 тыр. на еду. Но, везде, где им предлагали ночлег — их кормили те, кто предоставлял приют, т.е. авторам статьи платить не приходилось. По этой причине и за ночлег итоговая сумма маленькая.
"Гарантия все еще действовала, поэтому за ремонт мы ничего не платили."
"автовоз — 35 000 Р
билеты — 11 000 Р"
а если бы на месте в сервисе за 5т заменили аморт — слетели бы с гарантии?
Podzhok, нет такого понятия "слететь с гарантии". В гарантийных историях оперируют терминами "является гарантийным случаем" или "не является". Если вы сами залили моторное масло и движок дал клина, то выполняется экспертиза масла. Если масло в допусках производителя, то авто отремонтируют по гарантии. Если вне допусков, то нет.
В случае с амортизатором всё гораздо проще. Плохой амортизатор быстрее выйдет из строя сам, чем ушатает пружину, например. Больше там ломаться нечему. В случае автора статьи им надо было поставить любой дешманский аморт за 3 тыщи рублей, либо подождать пару дней хороший аморт за 5 тыщ рублей (KYB, Mando и т.п.). Первого бы хватило до Москвы, второго бы хватило до конца гарантии.
Podzhok, я тоже не совсем понял зачем было заморачиваться с гарантийным ремонтом. Дождаться доставки запчасти и сделать ремонт за свой счёт было бы проще по-моему
Michael, было бы проще вообще не ждать оригинал, а купить что-нибудь из наличия. Тот же KYB для популярных моделей всегда либо в наличии, либо в 1-2 днях ожидания.
Podzhok, я вообще видела у юриста, что по закону магазин/дилер должен сам забрать сломанный товар, отремонтировать и так же вернуть.
“Для них то, что приедут какие-то ребята из Центральной России, которые два месяца путешествуют, может быть большим событием на всю неделю.” — оо дааа, да что там на неделю, на всю жизнь событие! На москвичей живых посмотреть, вместо медведей! Мы ж в маленьких городах дикие, людей не видим, никуда не выезжаем.
15 тыс на еду на двоих в путешествии с ресторанами?
Как то мало.
При этом 40к как с куста за дрон, ну дрон ладно, это теперь ваш рабочий инструмент.
25 к за ремонты
50 к за историю с машиной
В общем затрат могло быть в половину меньше, правда тема с едой непонятна.
Обратно то как доехали? Или не доехали? Просто туда путь как будто описан ,а обратно?
Или просто так ведётся рассказ в восточном направлении.
В целом статья интересная,но видимо написана с целью собственного продвижения туров, курсов мотивации ещё чего-то, отбивки затрат.
Так то конечно водить курсы, по регионам которые все же не сильно знаете, не очень безопасная идея,
Может не пришлось 250 км ехать по Приморскому краю, хотя вероятно в любом случае лучше перебдеть.
Написано интересно, Удачи
Не "Хабаровская область", а Хабаровский край. И "поля с рощицами" скорее всего автор наблюдал в Амурской области (соседке Хабаровского края), т.к. в Хабаровском крае, по маршруту следования автора, все же преобладают тайга и сопки.
Саша (и твоя лучшая половинка), Вы Молодцы!
Конечно, рассказ не очень складный, с маленькими ошибками и неточностями, например: от Челябинска до Новосибирска, через Омск не 800, а более 1500 км. Ну да это пустяки. Фото замечательные. И ещё вопрос — как вы умудрились так быстро "спалить" колёса?
Сразу нахлынули воспоминания. Вспомнились мои поездки с отцом и мамой в 60-х годах из Омска в Алма-Ату, Ташкент, на Победе и Волге (ГАЗ-21), почти без дорог, машины ломались неоднократно.
Вспомнился и наш первый большой самостоятельный пробег в 1980 г на Москвиче 2140 от Омска в Москву, Питер, вся Прибалтика, Беларусь, Чёрное море, Омск. И было тогда нам с женой по 30 лет. Тогда приличные дороги мы увидели только в Прибалтике! Москвич не подвёл.
Нам теперь 8-й десяток, полвека вместе, но всё равно ещё носимся на машинке (теперь на японке) по стране, например, Питер, Ханты, Уренгой, Астана, часто на Алтай. 1200 км в день за рулём ещё не проблема для меня. Хочу показать жене Байкал (я был там неоднократно). От нас до него всего 2500 км.
Спасибо за воспоминания, Вашу смелость и любознательность — а что там, за горизонтом?!
Молодцы! Мы ездили наоборот: из Владивостока в Волгоград. Решение приняли за один вечер, утром уже ехали. Я, сын 5 лет и муж. Без навигаторов, интернета и даже нормальных дорог. Это был 2005 год. До сих пор это одна из самых моих любимых поездок. Ехали из зимы в лето: с 3 мая до 10 мая. Где-то минус 15, через день два плюс 40. Незабываемое путешествие! Удачи вам и новых супер поездок!
Татьяна, чего? В мае во Владивостоке -15? Там зимой то не всегда-15 бывает.
Анонимушка, необязательно же речь про Владивосток. Может где-то в Сибири было и -15.
Дарья, посмотрите что ТС пишет. Из Владивостока в Волгоград.
Анонимушка, Минус 15 было в Сибири и на Байкале. Из Владивостока в мае цветущем уезжали. + 18-20 в Приморье было тогда
Супер! Мы в этом году 2021 с женой проехали по маршруту Владивосток — Грозный- Владивосток. На Nissan xtreil 22011 километров. Всем удачи !
Нормально. Как говорится бешеной собаке семь вёрст не крюк. Из Омска можно по петлять ровных дорог не обещаю но. ; или на Казахстан с выходом в Алтай через Рубцовск, или через Татарск свернуть на Купино если заранее(через сеть естественно) договориться с местными, можно организовать тур на местные достопримечательности оз.Чаны рыбалка (в сезон охота) , дальше через Карасук, с заездами на степные озёра купание+рыбалка там чудеса. лешего правда не встречал, но уникумы типа кирпичной развалины тысяча восемьсот лохматого года с украшением на крыше в виде спутниковой тарелки не редкость , можно свернуть на Ордынку , не выходя из НСО или до степного Алтая поехать на Славгород опять же через сеть можно тур по Кулундинским степям -озёрам организовать, от Кулунды через Барнаул свернуть на Бийск, от него на Белокуриху, -озеро Телецкое или на Новокузнецк, в Кемеровской области долго не задерживаясь (там отдельно нужно планировать) свернуть около Мариинска (лучше в Тяжинском на Тисуль) от Тисуля выйти в озёрную часть Красноярского края Озёра Инголь; Белое; Шира; Белё; Большое; Парное ; на оз. Учум как на Белокурихе можно подлечиться, а оз. Тус по плотности соли не уступит Мёртвому морю вообще пресные и солёные озёра , что в НСО, что в Крае в перемешку как карты в колоде. кроме озёр много природных и исторических достопримечательностей, с Ергаками встречались (здесь нужно быть крайне осторожным этим летом медведи людей задрали, что удивляться год голодный они сейчас вблизи Красноярска бродят,) а есть ещё "Сундуки" и прочие. Двигаясь от озёр, в Красноярске можно посетить заповедник "Столбы"- рассказывать долго нужно видеть, так же с местными можно совершить сплав по реке Мана где снимался фильм "Хозяин Тайги", дальше до Байкала сами знаете не разгуляться. а вот на Байкале лучше не на Ольхон ехать, а на восточный берег через Улан Удэ, где немного по петляв и в Иволгинский дацан заехать, Ом Мани Падме Хум- (Будь благословен рождённый из лотоса) выложено белым камнем на склоне одной из близ лежащих сопок. на север возле Гремячинска оз. Котокель там и дома отдыха и турбазы, дальше на север по живописной дороге вдоль Байкала до Усть Баргузина, где переправившись и за отдельную плату на авто можно по Чевыркуйскому перешейку выехать на п.ов. Святой нос, хотя весь путь от Улан Удэ отдельная тема, а Чивыркуйский перешеек и Святой нос в отдельности. На его южном берегу можно в подлеске , дорога и побережье чистый песок есть заведения дощатого типа "М-Ж"+ мусоросборники — машина регулярно ездит убирает — за то и посуточная плата, жить в палатках в июле-начале августа Байкал у берега прогревается- можно купаться, а учитывая его расположение- напротив о. Ольхон чудес в ночном небе насмотритесь. можно подняться на вершины полуострова -в ясную погоду красивая панорама, на северной оконечности св. Носа можно принять ванны в горячих сероводородных источниках ну и рыбалка куда ж без неё. восточнее ни чего интересного кроме как Владик -уже знаком и Сахалин, на который можно, если своим транспортом, через паром Ванино-Холмск попасть правда перед этим заранее обзавестись перевозочными документами на паром ( влияет загруженность и зависимость переправы от погоды в Татарском проливе), запасными нервами и неубиваемой подвеской на путь от Хабаровска до Ванино, на Сахалине сейчас дороги не в пример лучше, конечно туда ехать нужно в августе -сентябре не только из за рыбалки+ крабы — чилимы (крупные креветки)-осьминоги -икра красная и морских ёжиков (то же к стати красная- от Холмска до Невельска на отмелях самому можно набрать, у Японцев она дурных денег стоит ), но в основном ехать стоит за местным эндемиком-"Клоповкой" её Больше всего на восточном побережье ближе к Поронайску (в 50 км севернее его проходила демаркационная линия), а ягоду так зовут за запах (во время цветения) схожий с запахом домашнего клопа. Они в изобилии водились в Японских бараках(довелось повоевать с ними), в остальном о ней- медики по сию пору ломают головы над тем как лучше использовать — уникум от похмелья до давления лечит, а попадёт шлея под мантию можно и янтарь поискать , он конечно не Калининградский но на галечных пляжах попадается, сам собирал (уголь то на Сахалине есть, значит были и смолистые деревья)
Андрей,Вы эталон как в трое меньший объем вместить реально много интересного и полезного.👍👍✊
Саша, следила за твоим путешествием в Инстаграме и очень рада возможности прочитать о нем подробнее. Крутейший трип, великолепные фотографии!
Интересная статья. Сами когда-то проехали на автомобиле из Красноярского края до Николаевска на Амуре, и, развернувшись там, доехали до Архангельска. Но, всё-таки возникают вопросы к автору. Ну и некоторые претензии. Вы можете не уважать места по которым проезжаете, но называть города деревнями. Это с целью ввести в заблуждение европейских читателей? Или просто проявление неуважения? Сковородино — город. Хасан — посёлок. Не надо показывать, чт всё за пределами МКАД деревня. Второй вопрос — фотографии отличные. Вы их сами делали? Если сами, то интересно, как получили разрешение на съёмку с мультикоптера? А так, да, очень интересная поездка, тем более с комфортом. Мы в свою совершали на УАЗике — буханке. 🙂
По России с любовью: как подготовить авто к путешествию и куда поехать
Начало июня. На набережных Сочи и Адлера почти никого. Туристы есть, но их не так уж и много, на пляжах полно незанятых лежаков. Однако к концу июня здесь будут сотни отпускников. Уже сейчас забронированы почти все самые комфортные и недорогие отели. В июле не останется мест даже в непрезентабельных гостиницах. Как бюджетно отдохнуть летом? Что ждет тех, кто путешествует своим ходом? Насколько это безопасно и дешево? Об этом рассказывает программа «Совбез» с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.
На чем ехать
В этом году попасть на заграничные курорты непросто: кругом ограничения из-за коронавируса. Пандемия подарила нам уникальный шанс узнать собственную страну. Многие при этом предпочитают передвигаться на автомобиле. Автопутешественник Андрей Наумов исколесил всю Россию и точно знает, что самое важное перед дальней дорогой — подготовить машину.
«Как минимум нужно понять, какого вида путешествие. Кто-то едет по дорогам общего пользования, по асфальту до кемпинга, а кто-то едет по более диким местам. То есть прежде всего определиться с местом, куда ты хочешь доехать, а потом — с машиной. Я езжу, как правило, по бездорожью, поэтому машина у меня полноприводная, крепкая, рамная, дизельная», — говорит автопутешественник Андрей Наумов.
Автодом своими руками
Сначала Андрей Наумов путешествовал на обычном пикапе, затем решил приобрести автодом.
Полноценный транспорт стоит несколько миллионов рублей, аренда также влетит в копеечку. Водитель решил: под кемпер дешевле переделать собственное авто. За четыре месяца работы в гараже, используя самые бюджетные средства, он потратил около 300 тысяч рублей. Если что-то сломается, купить замену можно в строительном или хозяйственном магазине. Самыми дорогими оказались солнечные панели и АГМ-аккумуляторы. В машине стоят два аккумулятора по 25-30 тысяч рублей каждый.
Профессиональные автопутешественники называют себя «караванерами». Это туристы, которые передвигаются по миру на автодомах или на внедорожниках с прицепами. Останавливаются они в кемпингах. Стоит это от 800 до 2 тысяч рублей за ночь. А еще есть «глэмпинг» — гламурный кемпинг. Суперпалатка обойдется от 10 до 25 тысяч за ночь.
Защитите стекла и двигатель
Водители придумали множество хитростей, помогающих в дороге. Можно, например, сделать так, чтобы стекла в автомобиле меньше потели. Для этого на них нужно нанести пену для бритья, а потом насухо вытереть. Другой лайфхак: если натереть лобовое стекло раствором спирта и парафина, то капли дождя будут скатываться, не оставляя разводов и не ухудшая видимость.
«Берете стакан или банку. На терке натираете парафин в эту емкость, у вас получается мелкая стружка. Дальше заливаете ее уайт-спиритом или растворителем, получается мутная жидкость. Наносите ее на тряпочку, протираете лобовое стекло, и у вас образуется защитная пленка», — делится блогер Сергей Ефимов.
Есть такие места в России, где дорог нет — одни направления. На этот случай следует установить дополнительную защиту двигателя. Мало кто знает, что сделать ее можно даже своими руками: хотя бы из листа оцинкованной жести и около дюжины саморезов.
Не спи за рулем
Как не уснуть за рулем? Кто-то пьет много кофе, кто-то включает громкую музыку. У Андрея Наумова есть проверенный способ.
«Самое главное правило — не бороться со сном. То есть, если совсем клонит в сон, остановиться и поспать 30-40 минут. Этого достаточно, как рукой снимает сон. Но, если ехать надо, я выхожу, делаю отжимания и прогуливаюсь вокруг машины. Тоже хватает на пару десятков километров. И попутчики не дают заснуть», — отмечает автопутешественник.
Но лучше, конечно, регулярно останавливаться для отдыха каждые 400-500 километров. Остановка в кемпинге обойдется гораздо дешевле, чем ночь в отеле. Будьте осторожны — другие водители могут обидеться на то, что вы поставили палатку «не там».
Экономим в пути
Можно устроиться на ночевку в своей машине. Иногда это даже комфортнее и точно дешевле. Андрей и Александра Ежовы, например, исколесили на своей «ласточке» все курорты России. Спят прямо в багажнике автомобиля и сэкономили таким образом не одну сотню тысяч рублей. А бывалый путешественник Андрей Бересневич берет с собой палатку, спальники, нагреватели для воды и даже примусы. На них легко приготовить полноценный завтрак, обед и ужин.
Цены на хорошие дорожные примусы начинаются от пяти тысяч рублей. При должных навыках можно не тратиться, а собрать устройство самостоятельно. Готовка в дороге отнимает время, зато помогает сэкономить деньги и сберечь здоровье, ведь гости придорожных кафе иногда попадают на больничную койку. Подъезжая к очередной закусочной, обратите внимание на парковку, есть ли на ней грузовики дальнобойщиков. Уж кто-кто, а они знают, где кормят вкусно и дешево.
Автохолодильник — незаменимая вещь в путешествии. Стоит от пяти тысяч рублей. Но его легко сделать своими руками. Деревянный ящик из обычной тумбочки прокладывают пенопластом, а дальше — фольгой. Устанавливают кулер: холодный радиатор и горячий отвод тепла.
Самая красивая страна
В России есть достойные альтернативы известным мировым достопримечательностям. Так, Чуйский тракт на Алтае напоминает живописный перевал через горы в Швейцарии. Маршрут входит в десятку самых красивых на свете. А цветные скалы Чжанъе Данксиа в Китае могут померкнуть перед алтайским Кызыл-Чином. Это место называют «земным Марсом». На Дальнем Востоке есть свое местечко Баунти с белоснежными пляжами и бирюзовым морем, только называется по-другому — бухта Триозерье.
На Кавказе недавно сформировали маршрут для авто- и мототуристов «Легенды Эльбруса». Ему ничуть не уступают сибирские маршруты. Маршрут «Заповедные земли русского Севера» включает пять регионов: Архангельская, Мурманская, Вологодская, Ленинградская области и Карелия. Эти места для тех, кто не любит толкотню на пляже, предпочитает тишину и уединение. Миллионы квадратных километров девственного леса и сотни чистейших озер. Все самое необходимое можно увезти в обычном седане.
Плато Путорана — настоящий затерянный мир, одно из самых красивых мест на планете. Но если отважитесь поехать, будьте готовы к таежным сюрпризам. Мошкара там гигантских размеров. На Иртыше картина такая же.
А заядлые рыбаки едут на Сахалин и Камчатку. Добываемую там красную икру не купишь в магазине. Впрочем, в таких местах без внедорожника делать нечего, да и доехать туда непросто.
О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и многом другом смотрите в новых выпусках программы «Совбез» с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ! Каждую субботу в 13:15.
Какие проблемы преследуют китайские автомобили? Шесть причин для раздумья
Количество продаж б/у автомобилей из Китая в 18 раз меньше, чем, например, машин из России. Однако на фоне сокращения предложения европейских и американских марок и резкого роста спроса китайские модели начинают подниматься не только по продажам, но и по цене, в том числе и на вторичном рынке. Перед сделкой покупатели обязаны проводить проверки по электронным базам данных. В электронных хранилищах различных ведомств выкладываются различные сведения, в том числе записи дилеров о плановых и неплановых ремонтах, а также о ДТП. По ним можно составить представление о том, какие проблемы случаются с китайской техникой. Эксперты Avtocod после анализа десятков тысяч объявлений выяснили степень надежности китайских автомобилей и что чаще всего у них ломается.
Плохой антикор
После истечения срока гарантии перед владельцами китайских машин встает проблема ремонта за свой счет. Самые большие неприятности преподносит кузов. Многие старые «китайцы» не имеют хорошей коррозионной защиты. Если в результате небольшого ДТП или даже из-за попадания камешков возникают вмятины или сколы, то вскоре на этих местах образуются рыжие пятна. Большие зазоры между кузовными панелями провоцируют попадание воды. Через несколько лет в стыках возникают повреждения, разрастающиеся даже до сквозных дыр. Наиболее проблемные места — пространство за номерным знаком, арки колес, стойки крыши и пороги. Некоторые гаражные умельцы перед продажей наспех заделывают их шпатлевкой и красят.
Однако есть и исключения. Неплохо сопротивляются коррозии GreatWall и марка Haval. Поэтому при выборе машины на вторичном рынке стоит загнать транспортное средство на эстакаду или яму и внимательно просмотреть и простучать днище, арки и прочие места. После покупки «китайца» новый антикор обязателен.
Уязвимость перед морозами
Крупные автопроизводители имеют в своем активе две категории моделей. Одни рассчитаны на внутренние рынки, а другие предназначены для глобальных продаж по всему миру. Как правило, второй тип машин рассчитывается для эксплуатации при различных климатических условиях и имеет в блоках управления двигателем и коробкой корректирующие программные закладки. Кроме того, трансмиссия и двигатель, а также подвеска могут адаптироваться для того или иного региона. Однако многие китайские фирмы имеют в своем багаже в лучшем случае 20-летний опыт изготовления транспортных средств и не разжились еще достаточным технологическим багажом, чтобы проводить хорошие адаптации для разных рынков. Поэтому ряд моделей испытывает сложности с российским климатом. В Сибири они часто замерзают, детали трескаются от нагрузок при низких температурах, рвутся трубки, прокладки, уплотнители. Памятны случаи, когда машины начинали гореть из-за возникших течей топлива при экстремально низких температурах. Бывают проблемы со стартером и мотором, которые плохо переносят холодные старты.
Из-за перепада температур выходят из строя прокладки головки блока циллиндров, циркуляция жидкости нарушается, моторы начинают перегреваться. Иногда мотор не глохнет даже после выключения зажигания. Электроника дает ему работать в аварийном режиме еще несколько секунд, чтобы насос смог прокачать антифриз и снять локальный перегрев.
В общем, покупать машину у компаний, которые еще не накопили достаточный опыт проектирования и не имеют удовлетворительной культуры производства, всегда рискованно.
Зажигание и топливная система
Часто в китайских машинах ломается топливная система и возникают проблемы с зажиганием. Владельцы жалуются, что засоряется инжектор, забиваются трубки подачи топлива, фильтры тонкой очистки. Бензин подается под меньшим давлением, из-за чего двигатель дает сбои. Нередко выходит из строя «поплавок», который помогает бортовому компьютеру считать остаток топлива в баке.
Часто расстраивает автовладельцев климат-контроль, отваливается пайка проводов мультимедийной установки, бортовые компьютеры из-за ошибок датчиков начинают врать.
Иногда в китайский автомобиль невозможно попасть из-за ошибок в электронике. Замки закрываются и не реагируют на ключ. Бывали случаи, когда иммобилайзер внезапно останавливал машину прямо во время движения.
Подвеска
Большая проблема «китайцев» — это подвеска. Инженерные просчеты приводят к быстрой усталости пружин, из-за чего те ломаются, провоцируя последующие повреждения. Выходят из строя сайлент-блоки, рычаги получают люфт, из-за чего страдает управляемость. Причем не всегда элементы шасси попадают под долговременное гарантийное обслуживание.
Экономные владельцы
Приобретают китайские машины в основном люди, стремящиеся сэкономить и не обращающие внимания на бренды. При этом они стараются сэкономить на обслуживании и ремонтируют поломки самостоятельно, не прибегая к услугам дилерских центров. Бывает, что они даже отказываются от гарантии, чтобы не посещать плановые ТО. В итоге на вторичном рынке можно встретить экземпляры со специфическими неприятностями.
Например, владельцы Chery Tiggo из-за неправильного обслуживания иногда сталкиваются с проблемой закисших суппортов в тормозных механизмах.
Дилерское обслуживание
Многие китайские бренды в России работают по схеме мультибрендовых дилерских центров. Это когда под крышей одного здания находятся сразу несколько марок, такие как Brilliance, Dongfeng, Haima, Changan, Zotye, Geely, Lifan и что-нибудь еще. Требования к продавцам и к сервисам в таких случаях нестрогие. Торгуют и обслуживают их одни и те же специалисты, что сказывается на качестве.
Есть проблемы и с расписанием ТО. Межсервисные интервалы у многих брендов небольшие. Например, у Zotye и Changan они всего 10 000 км или полгода (в зависимости от того, что наступит ранее). При экстремальных условиях интервал лучше сокращать до 5000 км. Однако водители не обращают на это внимания и обслуживают китайскую технику так же, как европейскую, то есть раз в год, что сказывается на ресурсе.
Покупая китайский автомобиль, придется мириться с еще одной неприятностью. Далеко не у всех китайских производителей есть в России центральный склад запчастей. Это приводит к задержкам поставок запчастей до нескольких недель.
Источник https://journal.tinkoff.ru/moscow-vladivostok/
Источник https://ren.tv/news/v-rossii/844232-po-rossii-s-liuboviu-kak-podgotovit-avto-k-puteshestviiu-i-kuda-poekhat
Источник https://aif.ru/auto/about/kakie_problemy_presleduyut_kitayskie_avtomobili_shest_prichin_dlya_razdumya